Найти тему
japan dzen

Театральное искусство в Японии

Оглавление


Театр Но

Стилистика театра Но развивалась благодаря соперничеству двух жанров представлений саругаку и дэнгаку.

Саругаку

Во время саругаку уличные артисты исполняли различные цирковые номера, постановки и прочее под музыку песен Каё, но самым главным оружием артистов было использование комической пантомимы, именно этим представления саругаку так очаровывало зрителей.

Дэнгаку

Дэнгаку же рассказывали в своих представлениях о том, как Добро и Зло сражаются между собой за сельскохозяйственные поля. В связи массовым распространением рисоводства в Японии, вокруг этой культуры начали формироваться и различные обряды и церемонии, чтобы задобрить духа Таарудзи. Эти обряды выглядели как костюмированные танцы с песнями, очень часто использовались символические жесты, например как, хождение на ходулях (символ возделывания земли) и использование образов мужчины и женщины ( символ плодородия).

В книгах описаниях того времени популярность представлений дэнгаку очень часто описывают как "болезнь"
Когда в представлениях участвовали профессионально обученные артисты, то представления именовались как дэнгаку-но и саругаку-но

Дальнейшее развитие

Саругаку не сразу стал развлечением для самураев и высшей аристократии.Очень долгое время они были менее популярны, чем дэнгаку, однако с появлением в XIV Канъами Киёцугу все изменилось. Огромный талант Канъами был вознаграждён и во время одного из представлений он был замечен сёгуном Асикагой Ёсимицу. Искусство Канъами и его сына Дзэами настолько поразило сёгуна, что он сразу же пригласил всю актерскую труппу во дворец, а Дзэами сделал своим пажом.
Однако, понимая, что они больше не являются обычной уличной труппой актеров, Канъами стал переписывать и менять образы всех ранее известных ему представлений и пьес под образы того окружения в котором они находились. Он переписывал сюжеты представлений из обычных схем заданий и шутливых форм и превращал их в настоящие драматические произведения.

Именно из-за Канъами Киёцугу и внесения его изменений в представлениях и возвышения этого искусства саругаку-но стал именоваться как Театр Но, а часть "саругаку" переводящаяся как "обезьянья музыка" была убрана
С распространением буддизма представления Но перестали расцениваться как что-то описывающее реальные ситуации и начали больше походить на некие таинства

Дзэами продолжил дело отца, благодаря тому, что ему оказывал поддержку сёгун, он смог получить должное образование, что помогло ему расширить актерскую труппу, написать огромное количество пьес, а также написать учение об актерском мастерстве.
Это учение должно было передаваться из поколения в поколение самому талантливому актеру. В этих трактатах он записал три основные понятия Но.

Сокровенная красота югэн
Подражание мономанэ
Сценическое обаяние актёра хана

1467—1573

В период Войны Годов Онин, главными концертными площадками для саругаку опять стали деревни ибо большинство крупных городов были разрушены, актерские труппы снова начинали собираться из желающих принять участия. А ближе к концу периода Муромати большинство актерских трупп стали разрабатывать и развивать индивидуальные стили исполнения.

В период Адзути-Момояма (1573—1603) увлечение Но было повсеместным настолько, что Тоётоми Хидэёси стал первым правителем Японии который сам принял участие в постановке.

Период Эдо

В связи с объединением страны и переносом столицы, в неё стали приезжать все больше талантливых актеров и театральных трупп.Именно в этот период театр Но стал официальным церемониальным театром.
Получив такое хорошее место при дворце и правителе театр потерял большую часть своих зрителей, однако представления для горожан все же устраивались, но их основной целью был сбор денег для уже стареющих актеров. Проводились такие представления на специальной сцене с раннего утра и до позднего вечера.
Именно в период Эдо актеров стали приравнивать к младшему разряду самурайства, что внесло в их жизнь некоторые ограничения. Также были случаи, когда актер, который плохо играл во время пьесы, совершал харакири, ибо согласно самурайским кодексам плохая игра гневала Богов.

Считается что именно в этот период из-за такого ужесточения культуры актерского мастерства произошло возвышение и оттачивание принципов изложенных в учении Дзэами Мотокиё

Период реставрации Мэйдзи

В период реформ и перехода страны от самурайской системы управления к единоличной власти императора, большинство актёров утратили свои привилегии и были вынуждены покидать труппы и города, все больше и больше разъезжаясь по стране.Представления стали редкостью и организовывались энтузиастами на импровизированных сценах и больше не имели того статуса церемониального театра.

Период Второй Мировой Войны

Подвергшаяся бомбардировкам Японии утратила огромное количество театральных сцен и актеров, а также ужасное финансовое положение поставило существование театра Но на грань исчезновения.Именно поэтому незадолго до конца войны создается "Сядан Ходзин Ногаку кёкай".Эта ассоциация актеров и музыкантов занималась тем, что договаривалась с оккупационными властями об организации представлений, а также поиском реквизита для актеров и открытием школ преподавания актерского мастерства.

В 2001 году искусство театра Но было провозглашёно ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия

Друзья, надеюсь статья вам понравилась, оставляйте комментарии, показывайте друзьям!
В следующей части более детально обсудим образы актеров театра Но.