Найти в Дзене
Я буду честно

"Дневной поезд". Терехова, Гафт и Ленинград

Редко так бывает, что на первой же минуте просмотра становится понятно - этот фильм мой, я получу удовольствие от него

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как всегда, благодаря вашим советам мне есть что посмотреть. За последние дни это оказались два фильма с Маргаритой Тереховой. Может быть, потому что советовали их одновременно, может по другим причинам, но фильмы показались мне близкими по настроению друг другу.

Я говорю о картинах "Дневной поезд" и "Кто поедет в Трускавец". Но в этой статье речь пойдет о первом из них. Второй - будет потом.

Фильм "Дневной поезд" режиссера Инессы Селезневой вышел в прокат в 1976 году. В главных ролях - Маргарита Терехова, Валентин Гафт, Римма Быкова и Ленинград.

Я уверена, что таких, как я - прежде не видевших картину - единицы, поэтому я позволю себе некоторые спойлеры.

Редко так бывает, что на первой же минуте просмотра становится понятно - этот фильм мой, я получу удовольствие от него. Обычно требуется хотя бы несколько минут.

-2

Здесь же музыка Алексея Рыбникова с первых секунд захватила меня как зрителя и увела с собой. Мы еще толком не познакомились с героиней, но мелодия, сопровождающая ее путешествие по Ленинграду, нам уже сказала о ней очень много.

Спустя 4 года выйдет фильм "Вам и не снилось", в музыкальной теме которого можно будет угадать эту мелодию.

О чем же сам фильм? Главная героиня - ленинградка Вера (Маргарита Терехова) - миловидная женщина средних лет. Не замужем, что очень беспокоит не ее саму, а ее маму.

-3

И вот - из Москвы приезжает некий Игорь (Валентин Гафт), самоуверенный, но неженатый мужчина в расцвете лет. Приезжает он стараниями своей мамы и мамы Веры - они, будучи подругами, таким нехитрым способом пытаются соединить своих детей в пару.

Поначалу Игорь, уверенный в собственном шарме, рассчитывает добиться Вериной благосклонности по-легкому. Не выходит. Верочка оказывается не так проста и бросаться в объятия первого встречного не намерена. Несмотря на то, что действительно пора бы замуж. Да и подружки все уже не по разу там побывали.

-4

Вот как раз одна из них, Поля (Алла Мещерякова), выходит в очередной раз. И Вера с Игорем идут на свадьбу. Там Игорь имеет успех у другой Вериной подружки, Лиды (Татьяна Лаврова), но сам он постепенно начинает все больше интересоваться Верой.

-5

Не завоевав ее при первой же атаке, он получает возможность присмотреться к ней внимательнее. Игорь замечает, что Вера хороша собой, неглупа, добра. И даже достойна стать его женой, раз уж ему обязательно надо жениться.

Игорь ведет Веру в гости к своим институтским друзьями, которые сто лет как поженились, обзавелись детьми и вполне счастливы.

Он хочет, чтобы они оценили его спутницу. Он привык всегда быть впереди, быть самым умным, везучим, удачливым.

-6

Но оказывается, что на фоне счастливой семейной жизни друзей он выглядит чужим на этом празднике. Происходит стычка между ним и другом Гошей (Виктор Борцов).

Вера наблюдает все это, и ее начавший было зарождаться интерес к Игорю гаснет. Игорь неглуп, он это понимает и меняет билет на более ранний поезд - дневной. Чтобы уехать поскорее и не продлевать неловкую ситуацию. - Вам у нас не понравилось? - спрашивает кассир на вокзале. - Я не понравился, - отвечает Игорь.

-7

Тем не менее, Вера идет на вокзал провожать Игоря, чем немало удивляет его. А потом долго стоит на перроне, наблюдая за уходящим поездом. Чем - и это хорошо видно по лицу Игоря - дает надежду на то, что будущее между ними еще возможно. Главное, чтобы у Игоря хватило ума не таить обиду на отказ, а, к примеру, написать Вере письмо.

Теперь еще об одной главной героине, о маме. Мама совершенно очаровательна. Вероятно, она знает, что такое блокада, скорей всего она переживала ее ужас (или эвакуацию) с маленькой дочкой - Верочка явно родилась в начале 40-х.

-8

Мама Веры - нежнейшее существо, но внутри - стержень, кремень. Иначе бы как она сумела так ловко организовать Верочке жениха и обставлять по ходу сюжета все так, как надо ей.

Не менее интересны и отношения Веры с мамой. Они очень трогательны. Мама - вообще фигура любопытнейшая, наблюдать за ней, за их диалогами-пикировками с Верой - одно удовольствие.

- Если человек дурак, ему обязательно надо об этом объявить?

- Да, мамочка.

- А может, он пришел к тебе вовсе не за тем, а просто чаю выпить.

-9

Или вот это:

- Ты думаешь, мне нужна эта лекция? Мне просто жалко лектора, он ведь должен читать кому-то.

И, конечно, нельзя промолчать о Тереховой. Как же он хороша! Смотреть на нее - одно удовольствие. Фигура, походка, певучие, музыкальные руки, изящная шея, удивительные глаза - все в ней гармонично.

Кажется, будто бы она на экране и не делает ничего такого. Просто говорит, просто двигается, но каждое ее движение или слово наполняют кадр каким-то едва заметным очарованием, которое хочется уловить и разгадать.

-10

Потрясающе гармоничная актриса. Мне даже пришлось специально посмотреть, где она родилась - потому что в кадре она себя ведет как истинная ленинградка. Словами это ощущение не описать.

А теперь вопрос: как вы считаете, почему фильм называется "Дневной поезд"? Лично я потратила какое-то время, чтобы поискать параллели между названием и сюжетными ходами, событиями фильма, пыталась "пристегнуть" название и к героине Тереховой, и к ее партнеру.

-11

Герой Гафта, Игорь, дает вот такую характеристику дневном поезду: он неудобен, лучше уж поехать ночным - лег, уснул, и все в прошлом.

В этой связи, как вам кажется, не содержит ли название намека на то, что нельзя жить так, словно ты едешь в ночном поезде? Лег, уснул - и все в прошлом, жизнь прожита. Лучше выбирать пусть не совсем удобный, но дневной. Чтобы жить, не отказываясь даже от самого бесполезного момента своей жизни и проживать ее с открытыми глазами.

Хотелось бы узнать ваши версии:)

Всем спасибо за внимание к каналу :)