Здравствуйте, уважаемые читатели!
Как всегда, благодаря вашим советам мне есть что посмотреть. За последние дни это оказались два фильма с Маргаритой Тереховой. Может быть, потому что советовали их одновременно, может по другим причинам, но фильмы показались мне близкими по настроению друг другу.
Я говорю о картинах "Дневной поезд" и "Кто поедет в Трускавец". Но в этой статье речь пойдет о первом из них. Второй - будет потом.
Фильм "Дневной поезд" режиссера Инессы Селезневой вышел в прокат в 1976 году. В главных ролях - Маргарита Терехова, Валентин Гафт, Римма Быкова и Ленинград.
Я уверена, что таких, как я - прежде не видевших картину - единицы, поэтому я позволю себе некоторые спойлеры.
Редко так бывает, что на первой же минуте просмотра становится понятно - этот фильм мой, я получу удовольствие от него. Обычно требуется хотя бы несколько минут.
Здесь же музыка Алексея Рыбникова с первых секунд захватила меня как зрителя и увела с собой. Мы еще толком не познакомились с героиней, но мелодия, сопровождающая ее путешествие по Ленинграду, нам уже сказала о ней очень много.
Спустя 4 года выйдет фильм "Вам и не снилось", в музыкальной теме которого можно будет угадать эту мелодию.
О чем же сам фильм? Главная героиня - ленинградка Вера (Маргарита Терехова) - миловидная женщина средних лет. Не замужем, что очень беспокоит не ее саму, а ее маму.
И вот - из Москвы приезжает некий Игорь (Валентин Гафт), самоуверенный, но неженатый мужчина в расцвете лет. Приезжает он стараниями своей мамы и мамы Веры - они, будучи подругами, таким нехитрым способом пытаются соединить своих детей в пару.
Поначалу Игорь, уверенный в собственном шарме, рассчитывает добиться Вериной благосклонности по-легкому. Не выходит. Верочка оказывается не так проста и бросаться в объятия первого встречного не намерена. Несмотря на то, что действительно пора бы замуж. Да и подружки все уже не по разу там побывали.
Вот как раз одна из них, Поля (Алла Мещерякова), выходит в очередной раз. И Вера с Игорем идут на свадьбу. Там Игорь имеет успех у другой Вериной подружки, Лиды (Татьяна Лаврова), но сам он постепенно начинает все больше интересоваться Верой.
Не завоевав ее при первой же атаке, он получает возможность присмотреться к ней внимательнее. Игорь замечает, что Вера хороша собой, неглупа, добра. И даже достойна стать его женой, раз уж ему обязательно надо жениться.
Игорь ведет Веру в гости к своим институтским друзьями, которые сто лет как поженились, обзавелись детьми и вполне счастливы.
Он хочет, чтобы они оценили его спутницу. Он привык всегда быть впереди, быть самым умным, везучим, удачливым.
Но оказывается, что на фоне счастливой семейной жизни друзей он выглядит чужим на этом празднике. Происходит стычка между ним и другом Гошей (Виктор Борцов).
Вера наблюдает все это, и ее начавший было зарождаться интерес к Игорю гаснет. Игорь неглуп, он это понимает и меняет билет на более ранний поезд - дневной. Чтобы уехать поскорее и не продлевать неловкую ситуацию. - Вам у нас не понравилось? - спрашивает кассир на вокзале. - Я не понравился, - отвечает Игорь.
Тем не менее, Вера идет на вокзал провожать Игоря, чем немало удивляет его. А потом долго стоит на перроне, наблюдая за уходящим поездом. Чем - и это хорошо видно по лицу Игоря - дает надежду на то, что будущее между ними еще возможно. Главное, чтобы у Игоря хватило ума не таить обиду на отказ, а, к примеру, написать Вере письмо.
Теперь еще об одной главной героине, о маме. Мама совершенно очаровательна. Вероятно, она знает, что такое блокада, скорей всего она переживала ее ужас (или эвакуацию) с маленькой дочкой - Верочка явно родилась в начале 40-х.
Мама Веры - нежнейшее существо, но внутри - стержень, кремень. Иначе бы как она сумела так ловко организовать Верочке жениха и обставлять по ходу сюжета все так, как надо ей.
Не менее интересны и отношения Веры с мамой. Они очень трогательны. Мама - вообще фигура любопытнейшая, наблюдать за ней, за их диалогами-пикировками с Верой - одно удовольствие.
- Если человек дурак, ему обязательно надо об этом объявить?
- Да, мамочка.
- А может, он пришел к тебе вовсе не за тем, а просто чаю выпить.
Или вот это:
- Ты думаешь, мне нужна эта лекция? Мне просто жалко лектора, он ведь должен читать кому-то.
И, конечно, нельзя промолчать о Тереховой. Как же он хороша! Смотреть на нее - одно удовольствие. Фигура, походка, певучие, музыкальные руки, изящная шея, удивительные глаза - все в ней гармонично.
Кажется, будто бы она на экране и не делает ничего такого. Просто говорит, просто двигается, но каждое ее движение или слово наполняют кадр каким-то едва заметным очарованием, которое хочется уловить и разгадать.
Потрясающе гармоничная актриса. Мне даже пришлось специально посмотреть, где она родилась - потому что в кадре она себя ведет как истинная ленинградка. Словами это ощущение не описать.
А теперь вопрос: как вы считаете, почему фильм называется "Дневной поезд"? Лично я потратила какое-то время, чтобы поискать параллели между названием и сюжетными ходами, событиями фильма, пыталась "пристегнуть" название и к героине Тереховой, и к ее партнеру.
Герой Гафта, Игорь, дает вот такую характеристику дневном поезду: он неудобен, лучше уж поехать ночным - лег, уснул, и все в прошлом.
В этой связи, как вам кажется, не содержит ли название намека на то, что нельзя жить так, словно ты едешь в ночном поезде? Лег, уснул - и все в прошлом, жизнь прожита. Лучше выбирать пусть не совсем удобный, но дневной. Чтобы жить, не отказываясь даже от самого бесполезного момента своей жизни и проживать ее с открытыми глазами.
Хотелось бы узнать ваши версии:)
Всем спасибо за внимание к каналу :)