Роальд Даль, автор произведения "Чарли и шоколадная фабрика", использует в своей, на первый взгляд, совершенно детской сказке, достаточно яркую параллель с путешествием в загробный мир, только перевозчиком душ выступает не Харон, а проницательный и сумасбродный хозяин шоколадной фабрики. Реку Стикс автор заменяет шоколадной рекой, вместо монеток для перевоза использует золотые билеты.
Большая часть фабрики расположена под землёй, а Вилли Вонка проводит детей по разным уровням, наблюдая за их поведением. Таким образом можно провести параллель с Божественной комедией Данте Алигьери, где на каждом уровне грешников поджидают мучительные пытки, испытания, что и происходит с детьми-грешниками. Они поддаются на все провокации и соблазны, за что и расплачиваются. Кто-то цветом кожи, ростом, толщиной, а кто-то ограничивается лишь лёгким испугом. В фильме 1971 года кондитер поёт:
Куда мы движемся узнать нам не дано,
Мы движемся и дно скребём одно,
Нам не дано узнать пока,
Куда нас вынесет река.
То дождь, то снег,
То мгла со всех сторон,
Не свернуть, не отдохнуть,
Всё опаснее наш путь,
Отблеск адского костра средь ночи
Приближение смерти нам пророчит,
Да, опасность нарастает,
Лодка скорость набирает,
Плыть помедленней не хочет,
Жизни делая короче.
Намёк на загробный мир преследует читателя на протяжении всей истории. В повести крайне много моментов, находящихся на грани мира иллюзий и реальности, при этом по истечении испытаний всех детей ожидают щедрые вознаграждения, что можно сопоставить с продажей души или посмертным воздаянием.
Однако главный герой не имеет никаких отрицательных качеств, он смирён, предан, честен, чист, всему радуется искренне и довольствуется тем, что имеет, что крайне ценится в религиозном мире. Возможно Чарли также подвергся активным нападкам со стороны критиков индустриального общества потому что содержал в себе исключительно те качества, которые крайне ценились в традиционном мире.
Индустриальное общество куда больше ценит активность и деятельность, чем покорность и сдержанность. В середине 20 столетия религия уходит на второй план, вместе с моральными качествами и внутренним миром. Также стоит отметить, что в книге Вилли Вонка вместе с последними гостями, победившими все его испытания, на необычном лифте отправляется с ними наружу и траектория полёта достаточно чёткая - из-под земли прямо в небо, аппарат держат лишь «сахарные силы», а затем Чарли забирает всю семью на фабрику, где у дедушек и бабушек, противящихся перелёту, в первую очередь возникает вопрос «будет ли там еда?» - столь логичный вопрос для вечно голодающей семьи, однако во многих древних религиях после смерти достойного погибшего человека ожидает пир.
Повесть «Чарли и шоколадная фабрика» хоть и распространена в качестве детской сказки, всё же в первую очередь была создана для родителей и носит назидательный характер, что обычно крайне неприятно для большинства зрелых взрослых личностей. Также в произведении можно встретить ряд исключительно познавательных фактов для развития детей. Маленький читатель с увлечением будет перелистывать страницы данной книги, представляя себе высокий шоколадный водопад, сладкие сады и карамельную ладью.