10 подписчиков

Лицо театра

Театральные профессии. Часть 1

Добрый вечер, друзья!

Продолжим погружение в мир театрального закулисья в нашей новой рубрике «Театральные профессии». Мы долго рассуждали, с какой специализации лучше начать эту серию публикаций, но в результате решили следовать старым добрым традициям. Представляем вашему вниманию Службу зала.

Иллюстрация команды "Театр. Изнутри"
Иллюстрация команды "Театр. Изнутри"

К службе зала относятся две театральных профессии: капельдинеры и гардеробщики. Этой профессии очень много лет, в дореволюционной России были даже артели гардеробщиков, а некоторые шли в эту профессию «по стопам отца или матери». Сегодня же постепенно происходит слияние этих двух специализаций в одну.

Специальных навыков от человека эта работа не требует, однако, при приеме на работу такого сотрудника, всё же следует обратить внимание на несколько свойственных ему качеств. Сотрудник службы зала - очень важное звено в театре. Сейчас мы расскажем вам, почему.

1. «Театр начинается с вешалки» - ...

...так сказал в 1933 году К.С. Станиславский в ответ на поздравление сотрудников гардероба с 70-ти летием. Действительно, гардеробщик и билетер – первые люди, которых зритель видит в театре. Часто можно услышать, что лицом театра является именно служба зала. Вас погружают в атмосферу с вашего первого шага в здании театра.

Именно поэтому этим должны заниматься только люди, умеющие грамотно и вежливо общаться с людьми и любить театр, в котором они работают. Эта команда должна работать как часы и быть единым организмом – хозяином в доме, который встречает долгожданных гостей.

2. Порядок и спокойствие в зрительном зале

Конечно, капельдинеры встречают вас не только на входе в театр, но и в зрительном зале. В задачи службы на этом этапе входит максимально упорядоченная и быстрая подготовка зрителей к началу спектакля.

Пока параллельно на сцене происходят финальные приготовления, будьте уверены, за вами в зале присматривают не только шустрые капельдинеры, но и технические службы, по камерам оценивая заполненность и порядок. В каждом театре после третьего звонка зритель не имеет права входить в партер – это считается очень дурным тоном и прописано в правилах посещения театра, а также на билетах. Любой шум, свет, движение очень хорошо видно и слышно со сцены, что очень сильно сбивает актёров и «ломает» спектакль.

Даже такие мелочи могут поставить под угрозу качество спектакля. Не будем упоминать про нелепые разговоры в зале, а также скандалы, которые некоторые невоспитанные зрители могут позволить себе разжечь прямо во время действия, находясь в зале.

Со всеми этими ситуациями должен молниеносно справляться капельдинер, дежурящий в зрительном зале, куда обычно ставят работать самых опытных сотрудников.

3. Безопасность

Задумывались ли вы когда-нибудь, что происходит в театре, если во время спектакля случится Чрезвычайная Ситуация?

Многие даже не подозревают, что эвакуировать зрителей из зала входит в обязанности именно службы зала. У каждого из них должны быть с собой средства связи, яркие фонари и личные спасательные пакеты.

При появлении первых признаков опасности и задымления действие моментально останавливается, свет в здании театра тухнет, а капельдинеры должны максимально быстро и спокойно сориентировать зрителей, где находится эвакуационный выход.

В спасательных пакетах лежат респираторы, которые предназначены для службы зала – они обязаны находиться на своих постах до последнего зрителя, таким образом, дольше всего стоя в зоне потенциального задымления. После проверки всех точек на наличие «потерявшихся» зрителей – посты снимаются. Стоит ли говорить о таком качестве, как «стрессоустойчивость» - решайте сами.

Наличие в театре слаженной, дружной и гостеприимной службы зала – 50% успеха на пути к тому, чтобы зрителю захотелось вернуться в эти стены еще раз.

Кстати, попробуйте предположить в комментариях, какой штат у среднестатистического театра и сколько профессий необходимо для его полноценного функционирования. Готовы поспорить, что посчитать и перечислить всех с первого раза получится далеко не у каждого. Не расстраивайтесь и подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать правильный ответ, а также пишите с какими сотрудниками вы сталкивались и в каком театре самая лучшая служба зала по вашему мнению :)

Искренне ваш, Театр. Изнутри