Перед войной автомобильная промышленность СССР сделала впечатляющие успехи. Так ещё в 1938 году наша страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны промышленность СССР произвела свыше 1 млн. автомобилей, значительная часть которых поступила в РККА. В первый период войны был утрачен значительный парк автотранспорта. Помог ленд-лиз. Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944-45 года. Всего по ленд- лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей, в том числе 430 тыс. грузовых и 50 тыс. джипов. Доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, через советскую Арктику, через дальний Восток, через Иран, по Чёрному морю. Мы в этой статье поговорим о маршруте через Иран. Количество грузоперевозок по ленд-лизу через Иран составило 24%. "Персидский коридор Сталина" как называли этот маршрут, начинался в портах Персидского залива. Американцы на кораблях доставляли грузы в порты, там их выгружали и по железной либо автомобильным дорогам перевозили на берег Каспия. Там их принимали суда советской Каспийской флотилии. Часть грузов, в первую очередь автомобили, шли своим ходом через Иран в советский Азербайджан, Грузию или Туркмению. По "Персидскому коридору Сталина" за годы войны было доставлено почти половина ленд-лизовских автомобилей- 184 тысячи штук. Это малоизвестная страница истории Второй мировой войны. Уже в ноябре 1941 года через Иран пошли первые грузовые караваны. Объём поставок стремительно нарастал. Поставки автомобилей имели серьёзное стратегическое значение. Чтобы максимально увеличить поставки, американцы построили в Иране несколько автосборочных заводов. Из США на кораблях привозили узлы, агрегаты, детали. На заводах собирали машины, и наши солдаты-водители перегоняли автомобили в Советский Союз. Знаменитый грузовик студебеккер стал рабочей лошадкой Красной армии. Яркий пример, в начале войны "Катюши" ставили на отечественные машины, всего 600 установок, а остальные 20 тысяч "Катюш" были установлены на студебеккерах. Обстановка в Иране в это время была тревожной. Страну наводнили немецкие шпионы и диверсанты. Для противодействия им и для охраны "Персидского коридора Сталина", 1 января 1942 года в Закавказском фронте был сформирован 15-кавалерийский корпус. Задачи корпуса были, охрана ленд-лизовских поставок и охрана границы с Ираном и Турцией. Первой кавалерийской дивизией этого корпуса командовал легендарный человек генерал-майор Инаури Алексей Николаевич. Наш ветеран, о котором пойдёт рассказ, был водителем у генерала. А кто такой водитель во время войны, это человек, от профессионализма и мастерства которого, нередко зависит и сама жизнь командира. Наш водитель, родом из Абхазии, и 17 -летним пареньком в начале войны был призван в ряды РККА. Далее служба в Азербайджане, экзамен на шофёра, перевозка автомобилей по ленд-лизу в Иране, затем продолжил службу в кавалерийской дивизии в качестве водителя её командира. Со своим генералом прошёл бои на Северном Кавказе, попадал под бомбёжки, получил ранение и чуть не погиб, лечился в госпитале в Моздоке. И опять сел за баранку машины своего генерала и прошёл с ним весь боевой путь до Победы. И после войны продолжил службу с генералом даже тогда, когда тот обучался в Москве в Академии генерального штаба, демобилизовался в 1947 году. Солдат так стремился из Москвы побыстрей оказаться в своей абхазской деревне, обнять родных, что до конца не оформил свои воинские документы. И вот пришло время оформлять пенсию, а у солдата, ветерана ВОВ в документах две записи: 1941 год- мобилизован в ряды РККА, 1947 год-демобилизован. И участнику ВОВ, ветерану в пенсии отказано- мол ты не воевал. Основные военные документы находятся в архиве Закавказского военного округа в Тбилиси. Если бы был жив его командир-герой Советского Союза, генерал полковник, государственный деятель Инаури Алексей Николаевич, не было бы проблем. Но сейчас, получить справку из Тбилиси для жителя Абхазии, проблематично. Может существует архив госпиталя в Моздоке, где солдат лечился после ранения. Добрые люди помогите ветерану, его контакты: Абхазия село Джирхва Гудаутского района, звать Капба Дорофей Сулейманович, родился 12 августа 1922 года. Вот его видео рассказ.