Большинство из нас старается пересчитать деньги, принимая их от кого-либо. Передавая деньги кому-то мы таже просим принимающего пересчитать. Обычная практика во избежание недоразумений.
Каково же было мое удивление, когда я первый раз столкнулся с "классической" инкассацией (с вооруженными дядьками и сумками) и узнал, что инкассаторы деньги при приеме не пересчитывают. И отдают их тоже без пересчета. Как же так? Что за "территория безграничного доверия"?
Однако доверие тут ни при чем.
Инкассация - функция логистическая
В нормативных документах Центробанка инкассация наличных денег описывается как
сбор денег у клиентов и доставка их в кредитную организацию.
Функция чисто логистическая - взять деньги в пункте А и доставить в пункт Б. Ну и охранная функция, конечно: доставить - означает довезти в целости и сохранности.
Ни о каком пересчете речи не идет. Пересчет осуществляется уже непосредственно в банке кассирами.
У инкассаторов на пересчет денег нет времени
Представьте, если сдается крупная сумма мелкими купюрами. Полдня можно пересчитывать. А если монеты? В кредитной организации есть для пересчета все необходимое оборудование, такое как счетчики купюр и монет, детекторы фальшивых купюр и пр., что позволяет максимально ускорить и обезопасить процесс пересчета.
Инкассаторам за это не платят
Пересчет денег - функция соответствующего кассира, который имеет соответствующие образование и компетенцию и получает зарплату в том числе за функцию пересчета наличных.
Инкассатор не обязан этого делать по закону
Но как организациям-клиентам быть уверенными, что их наличные денежные средства будут доставлены ровно в том количестве, в каком они были отданы инкассаторам?
Для этого существует строго регламентированный порядок инкассации, в рамках которого деньги передаются кассиром организации в инкассацию в соответствующей сумке, опломбированной индивидуальным пломбиром таким образом, чтобы предотвратить ее вскрытие. К этой сумке составляется три препроводительных ведомости - первый экземпляр вкладывается в сумку (для кассира банка), второй - передается инкассатору при получении им сумки, а третий остается у клиента.
В приказе Центробанка процедура передачи денег так описывается:
"Инкассатор - сборщик принимает сумку с ценностями с проверкой целости упаковки, наличия целых и четких оттисков пломб, соответствия их имеющемуся образцу, проверяет правильность заполнения препроводительной ведомости и передает кассиру организации порожнюю сумку и явочную карточку для заполнения. Затем инкассатор проверяет соответствие суммы, указанной в явочной карточке кассиром, суммам в накладной и копии препроводительной ведомости, сумм цифрами и прописью, номера сумки, указанного в явочной карточке и сопроводительных документах, номеру принимаемой сумки, после чего на копии препроводительной ведомости расписывается, ставит печать и дату приема сумки".
Стоит еще раз подчеркнуть, что инкассатор не проверяет и не обязан проверять соответствие переданной суммы тому, что указано в сопроводительных документах. Да и не может проверить, ведь для этого пришлось бы вскрыть опломбированную сумку. Обязанность пересчета и ответственность за его правильность возложена на кассира магазина, ответственного за инкассацию. В случае обнаружения при пересчете в банке недостачи денежных средств, служба инкассации за это не отвечает.
ВАЖНО сотрудникам ритейла! Тщательно пересчитывайте деньги до того, как заполнить препроводительную ведомость и упаковать инкассаторскую сумку.
Случались ли в Вашей организации случаи расхождения денежных сумм при пересчете кассиром банка после инкассации? Продолжает ли Ваша организация пользоваться услугами классической инкассации или перешла на самоинкассацию? Пишите в комментариях.
.
Понравилась статья? Поставьте лайк. Подписаться на канал «Ритейлер» можно здесь. Весьма интересно Ваше мнение об изложенном в статье - пишите комментарии. Удачи в бизнесе и покупках!