Найти тему
leonid budarin

Лето на асфальте

В советском пионерском лагере
В советском пионерском лагере

Лето уже не за горами, и с его приближением нарастает тревога родителей несовершеннолетних детей: где и как их любимые чада проведут летние каникулы и оздоровятся перед очередным раундом суровой борьбы за знания.

Не ясна ситуация с коронавирусом: ряд специалистов склоняется к мнению, что пик заболеваемости этой напастью придется в России на лето – и тогда о размещении детей в летних лагерях можно будет забыть. А если родители работают и нет бабушек-дедушек, на попечение которых можно оставить ребенка?

Выходом могло бы стать предоставление одному из работающих родителей оплачиваемого отпуска на время детских каникул. Но не за счет работодателей, как предложил Владимир Путин в одном из своих четырех «коронавирусных» обращений к нации, а за счет казны.

Для этого не обязательно запускать руку в Фонд национального благосостояния, который президент бережет, видимо, для грядущих вливаний в нефтегазовые компании, сползающие к финансовой пропасти вследствие с треском провалившихся попыток России нагнуть других игроков нефтяного рынка. Необходимые средства можно найти, перераспределив бюджетные ассигнования: не секрет, что в 2019 году остались неиспользованными порядка триллиона рублей. Да и поедающие миллиарды бюджетных денег наши зарубежные «войнушки» с сомнительными перспективами не пора ли сворачивать?

Но даже если эпидемия COVID-19 к лету утихомирится благодаря объезду Москвы патриархом Кириллом в роскошном «Мерседесе», говорить о полноценном оздоровительном детском отдыхе не приходится. Разве можно считать таковым пребывание школьников во время летних каникул в тех же городских школах, в стенах которых они провели осень, зиму и весну? С тем же нездоровым воздухом и отсутствием возможности искупаться в реке и затем позагорать на берегу. Городские лагеря дневного пребывания - это та же продленка, только без уроков.

В РСФСР в 1990 году функционировали 5,3 тысячи загородных пионерских лагерей, в которых отдохнули 3,4 миллиона детей. При стоимости содержания в них одного ребенка в течение одной смены (3 недели) порядка 147 советских рублей, родителям путевка обходилась в 10-12 целковых. Разницу доплачивали профсоюз и предприятие или организация, кому пионерлагерь принадлежал.

С внедрением в России оголтелого капитализма с неудержимом дорожанием всего и вся содержать детские загородные оздоровительные лагеря, переименованные из пионерских, стало не по карману даже крупным организациям. К 1995 году количество загородных лагерей сократилось до 3,8 тысячи, а ныне их осталось менее тысячи. С тенденцией дальнейшего сокращения.

Зато власти похваляются ростом количества отдохнувших в лагерях детей, избегая упоминания, что лагеря-то – пришкольные, дневного пребывания. Так, замминистра просвещения Павел Зенькович сообщил минувшей осенью, что количество детских лагерей в России в 2019 году составило 44 572 организации, что на 625 меньше, чем 2018-м. Но прошли через них почти 6 млн детей – на 75 тысяч больше, чем годом ранее.

Впрочем, у федеральных властей нет четкого понимания, сколько и каких детских лагерей действует в России: первые лица ведомств называют цифры, разнящиеся на тысячи.

В общем, как ни крути, - предстоящее детское лето станет головной болью родителей. Особенно если государство вновь спрячется за формулой, выведенной экс-премьером Медведевым: «Денег нет, но вы держитесь».