42 подписчика

Рафаэль «Триумф Галатеи».

Деньги и почтовые марки. Парагены. Взгляд с одной точки. Часть 40.

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели моего проекта.

Продолжу тему искусства на банкнотах и почтовых марках. Сегодня поговорим о картинах Рафаэля «Триумф Галатеи» и «Автопортрет», которые изображены на аверсе итальянской банкноты 500000 лир 1997 года, а так же о некоторых других шедеврах Мастера.

Рафаэль Санти — итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. За свою недолгую (37 лет) жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма. Его картина «Сикстинская Мадонна» является одной из самых узнаваемых в истории.

Рафаэль «Автопортрет» (1506). Галерея Уффици, Флоренция.
Рафаэль «Автопортрет» (1506). Галерея Уффици, Флоренция.

Помните у Высоцкого: ...
Не сравнил бы я любую с тобой —
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой —
Как мадонной Рафаэлевой!

Дом хрустальный на горе — для неё,
Сам, как пёс, бы так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

Из песни Владимира Высоцкого «Дом хрустальный», 1978 год.

Но итальянцы выбрали для своей банкноты 500000 лир 1997 года картину Рафаэля не с мадонной, а менее известную фреску «Триумф Галатеи» на аверсе, правда реверс украсил фрагмент пожалуй самой известной фрески Рафаэля «Афинская школа», 1509–1510 г.
Почему не мадонна? Возможно религиозная тема для денег была под запретом? С другой стороны у Греции была банкнота с мадонной.

Греция 5000 драхм 1947г. Мадонна.
Греция 5000 драхм 1947г. Мадонна.

Впрочем, на банкноте два ребёнка, возможно это вполне светский сюжет.
Так или иначе мы должны уважать выбор итальянцев.

«Триумф Галатеи» (итал. Trionfo di Galatea) — фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Вилла была построена для сиенского банкира Агостино Киджи, одного из богатейших людей той эпохи. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи».
Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» проникнута духом греческой мифологии и античной классики.

Рафаэль «Триумф Галатеи». 1512 год. Фреска. Вилла Фарнезина, Рим.
Рафаэль «Триумф Галатеи». 1512 год. Фреска. Вилла Фарнезина, Рим.

Сюжет росписи взят из греческой мифологии и посвящён одной из морских нимф Галатее, олицетворяющей спокойствие и безмятежность водной стихии. Как-то раз, выплывая из лазурных волн, Галатея озарила своей ослепительной красотой циклопа Полифема, однако все его попытки завоевать сердце прекрасной нимфы оказались тщетными. Свою любовь Галатея подарила юному сицилийскому пастуху Акиду, сыну древнегреческого бога плодородия и скотоводства. Влюблённые часто прогуливались по морскому побережью, и однажды их заметил жестокий и коварный Полифем. Разгневанный великан, обезумев от ревности, погнался за Галатеей, но она успела укрыться в море. Тогда Полифем оторвал от горы целую скалу и бросил её в Акида, раздавив несчастного.
Убитая горем Галатея была безутешна, но затем придумала необычный способ, чтобы оставить возлюбленного в мире живых подле себя. Она превратила своего возлюбленного в прекрасную речку. Так двое влюбленных смогли остаться навсегда вместе.

Италия 500000 лир 1997 года.
Италия 500000 лир 1997 года.

На фреске златоволосая нимфа одета в легкую пурпурную ткань, укутывающую ее тело. Она управляет скользящей по речной глади колесницей, запряженной двумя дельфинами, которые больше напоминают двух хищных морских существ из царства Посейдона.
Колесницей для Галатеи послужила огромная раковина-колесница, подобная той, из которой выходит на берег богиня красоты и любви Венера на картине другого итальянца – Сандро Ботичелли. Однако у Рафаэля это своеобразная повозка снабжена маленькими колесиками с лопастями, что должно способствовать более быстрому передвижению по воде.
Слева на полотне располагается могучий тритон – наполовину человек, а наполовину морское существо с хвостом и рыбьей чешуей. Это морское творение из мира морского бога сжимает в объятьях кокетливую морскую нимфу.
Позади них еще один тритон сидит на гиппокампусе и трубит в огромную морскую раковину, возвещая о победе Галатеи над смертью. В правой части композиции расположены еще три фигуры, в которых воедино соединены черты человека, лошади и рыбы. Они также трубят в трубы, громко ликуют и прославляют победу нимфы.
Перед Галатеей, едва касаясь поверхности воды пролетает Амур. У него нет ни лука, ни стрел, но он указывает на двух хищных дельфинов. А в голубом небе, среди редких облаков, порхают еще три амура с луками и стрелами. Из-за туч выглядывает еще один крылатый бог. Они – как символы вечной неумирающей любви Галатеи и Алкида, любви несущей в мир счастье.
Окруженная морскими существами, Галатея смело правит колесницей, а выражение ее лица говорит о том, что она торжествует.

Марки-парагены. Рафаэль «Триумф Галатеи».

Антигуа и Барбуда 5$ 1983 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи), блок.
Антигуа и Барбуда 5$ 1983 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи), блок.
Болгария 5 левов 1984 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи), блок.
Болгария 5 левов 1984 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи), блок.
Италия 0,2 лиры 1970 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи).
Италия 0,2 лиры 1970 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи).
 Уоллис и Футуна 167 франков 1983 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи).
Уоллис и Футуна 167 франков 1983 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи).
Парагвай 1985 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи), сцепка.
Парагвай 1985 год. Рафаэль Триумф Галатеи (Похищение Галатеи), сцепка.
Того 3000 франков 2014 год. Рафаэль Триумф Галатеи и ещё 3 картины.
Того 3000 франков 2014 год. Рафаэль Триумф Галатеи и ещё 3 картины.

Марки-парагены. Рафаэль «Триумф Галатеи» и «Автопортрет».

Прежде, чем обратиться к маркам, немного расскажу о картинах Рафаэля, которые "попали" на марки вместе с его «Автопортретом».

Рафаэль Санти. «Три грации». Примерно 1504. Музей Конде, Шантийи, Франция.
Рафаэль Санти. «Три грации». Примерно 1504. Музей Конде, Шантийи, Франция.

На картине изображены три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл в своем 11-м подвиге должен был получить из сада Гесперид. В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этом произведении художника еще много неуверенного, оно привлекает своей наивной прелестью и поэтической чистотой.
Девушки на картине, совершенно похожие друг на друга, привлекают внимание зрителя своей молодостью и безмятежностью, подчеркиваемых небрежно убранными волосами. Юные создания держатся друг за друга, что олицетворяет единство невинности, красоты и любви.
Лица девушек излучают безграничное добро и душевную красоту, что делает их привлекательными в глазах современного зрителя. Три грации изображены на фоне пустого берега небольшой реки.        Античные художники обычно изображали граций так, что две боковые были обращены лицом к зрителю, а та, что в середине, смотрела в сторону. Эту древнюю традицию заимствовало и западное Возрождение. «Три грации» стали первой работой, где Рафаэль изобразил женскую наготу.

Форнарина — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а своим прозвищем она была обязана профессии своего отца-булочника.
Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea 20).
Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana).
Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
После смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде на картине существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником.

Рафаэль Санти «Малая Мадонна Каупера», ок. 1505. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.
Рафаэль Санти «Малая Мадонна Каупера», ок. 1505. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Картина была одной из двух работ Рафаэля, некоторое время находившихся в коллекции англичанина лорда Каупера. Второй в собрании была картина, которую называют «Большая Мадонна Каупера». На заднем плане справа изображена церковь в стиле Браманте, возможно, в знак уважения к знаменитому архитектору. По другой версии это может быть Францисканский монастырь Сан-Бернардино, располагавшийся недалеко от Урбино - родного города Рафаэля. Обе фигуры на картине объединены не только взглядами, которые они устремили в одну и ту же точку, но и явным внешним сходством. Святые герои лишены статичности и скованности, присущие религиозным сюжетам, наоборот, в лице Мадонны читается материнская прелесть, такая человечная и земная. Младенец также выписан художником очень реалистично, и лишь чуть заметные нимбы над головами героев и «говорящий» пейзаж напоминают зрителю, что перед нами святое семейство.

Рафаэль Санти. «Мадонна Грандука». 1504-1505 гг. Палаццо Питти, Флоренция.
Рафаэль Санти. «Мадонна Грандука». 1504-1505 гг. Палаццо Питти, Флоренция.

«Мадонна Грандука» — одно из известнейших полотен итальянского художника Рафаэля Санти. Сюжет картины достаточно традиционен – изображение Девы Марии с младенцем на руках. Ряд искусствоведов предполагает, что полотно создано Рафаэлем в 1504-1505 году, вскоре после того, как он переехал во Флоренцию. Здесь он познакомился с полотнами другого итальянского художника, Леонардо да Винчи. В картине прослеживается явное влияние творчества Леонардо. Это и использование разработанной им техники сфумато – смягчение фигур, позволяющее передать ощущение воздуха. Это и фон, на котором, как показало радиографическое исследование, было изображено окно, ведущее в сад. Позднее фон был убран. Сейчас на его месте сплошной черный цвет.
Причины, по которым старый фон был закрашен, неизвестны. Неизвестно даже, сделал ли это сам Рафаэль, или кто-либо из последующих владельцев, реставраторов. Одна из возможных причин – некоторого полумрака, которым также известны картины Леонардо. В дальнейшем Рафаэль отказался от попыток воссоздать полумрак и почти полностью переключился на пейзажный фон и солнечный свет. Мария стоит, повернувшись лицом к зрителю, чуть развернувшись вправо. Цвета ее одежд символичны. Красное платье символизирует кровь, пролившуюся на кресте. Голубоватая накидка – знак непорочности.

Рафаэль Санти «Святая Екатерина Александрийская». 1507. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Рафаэль Санти «Святая Екатерина Александрийская». 1507. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Многие художники эпохи Возрождения изображали образ Святой Екатерины. Не стал исключением и известный итальянский мастер кисти Рафаэль, который изобразил христианскую мученицу Св. Екатерину, которая оперлась на колесо (отсылка к причине её смерти).
Девушка-принцесса родилась в 287 г. в египетском г. Александрия - крупном торговом порте Средиземного моря.
Святая Екатерина Александрийская обладала необыкновенной мудростью и красотой. Она была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим ее под именем Екатерина. После крещения у нее случилось видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус, дав ей свое кольцо, назвал своей невестой.
Она приняла мученическую смерть в период правления императора Максимиана в начале IV века. При допросе Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в язычестве.
Как царскую особу, император пытался сначала переубедить ее с помощью мудрецов со всей империи, но Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии. Житие сообщает об обращении в христианство и жены императора, которая сама была казнена, заступившись за Екатерину.
Тогда Екатерина была подвергнута многочисленным пыткам, тюремному заключению с лишением пищи, но не переставала исповедовать себя христианкой. Одним из орудий пыток, ставшим символом святой Екатерины, были, описанные в её житии, колёса с ножами: «Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, - то пусть примет мучительную смерть». Эти колёса были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил женщину от мук. Тогда Максимиан приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.
После принятия мученической смерти тело Екатерины исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелам на вершину самой высокой точки горы Синая, теперь носящей её имя. 300 лет спустя, в середине в V века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору и нашли там останки святой Екатерины. А опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом. После переноса мощей в монастырь, он стал называться православным монастырем Св. Екатерины.

Картину «Дама с единорогом» Рафаэль, предположительно, написал в первые годы жизни во Флоренции (1504 — 1506 годы). Образ молодой женщины, нежной и чистой, перекликается с волшебным существом на ее коленях — единорогом, символизирующим женское целомудрие.
Картина полна загадок. Долгое время не было ответа на вопросы: Кто автор? Кто изображён? В инвентории Галереи Боргезе за 1760 год картина упоминается как «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино. В разное время авторство картины приписывали также Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто. И только в двадцатом веке, при проведении реставрационных работ (1934 — 1936) предположения, сделанные ранее историком Роберто Лонги, подтвердились: картина действительно принадлежит кисти Рафаэля. И тут ученые столкнулись со следующей загадкой. На второй репродукции показано как выглядела картина Рафаэля до ее первой реставрации. В 1916 году итальянский искусствовед Джулио Канталамесса установил, что традиционные атрибуты Святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь, а также мантия, покрывающая плечи святой, и ее руки — дописаны поверх оригинала. Что же скрывалось под слоями краски? После того, как слои более поздней записи были сняты, реставраторы увидели дивную картину: Святая Екатерина превратилась в милую, нежную девушку, на коленях которой восседал… крошка-единорог, символ непорочности.
Следующая реставрация была проведена в 1959 году. «Дама с единорогом» стала первым в истории полотном, для изучения которого был использован рентген. В процессе обнаружилось, что единорог также был дописан позднее. А изначально картина представляла собой изображение юной дамы с собачкой на руках. Во времена Рафаэля изображение собаки на портрете считалась символом супружеской верности, а подобные портреты обычно заказывали по случаю свадьбы. Поскольку состояние картины было не самым лучшим, в 1959 году реставраторы решили оставить единорога нетронутым. Для кого была написана картина и кто на ней изображен — остается неясным. Предполагают, что это молодая Маддалена Строцци, жена Аньоло Дони.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». 1513—1514. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». 1513—1514. Галерея старых мастеров, Дрезден.

На картине изображены женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции. Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных. В конце Второй мировой войны, в январе 1945 года, «Сикстинская мадонна», как и другие картины Дрезденской галереи, были спрятаны в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г. В мае 1945 г. картины были обнаружены группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича.
После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике.
Некоторые искусствоведы со второй половины XIX века и даже Лев Толстой высказывали мнение, что «Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства...», и даже в справочных изданиях отмечалось, что краски «Мадонны» заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: «Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться».

Итак, марки-парагены.

Есть марки на которых изображены сразу две репродукции с аверса банкноты «Триумф Галатеи» и «Автопортрет», и может быть добавлена ещё одна картина Рафаэля.

Мадагаскар 18000 ариари 2016 год. Живопись Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Ботичелли.
Мадагаскар 18000 ариари 2016 год. Живопись Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль, Ботичелли.
Центральноафриканская республика 3200 франков 2011года. Рафаэль «Триумф Галатеи», «Автопортрет» и «Форнарина».
Центральноафриканская республика 3200 франков 2011года. Рафаэль «Триумф Галатеи», «Автопортрет» и «Форнарина».

Королевство Тонга в 2010 году выпустила серию из 1 листа и 7 блоков посвящённых Рафаэлю. Размещу всю серию по 2 блока и 1 блок + 1 лист.

Королевство Тонга 2010 год. Рафаэль «Автопортрет» , блок и лист из 6 марок с картинами Рафаэля.
Королевство Тонга 2010 год. Рафаэль «Автопортрет» , блок и лист из 6 марок с картинами Рафаэля.
Королевство Тонга 2010 год. 2 блока. Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», Рафаэль «Триумф Галатеи (Похищение Галатеи)» и «Автопортрет»  на каждом блоке.
Королевство Тонга 2010 год. 2 блока. Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», Рафаэль «Триумф Галатеи (Похищение Галатеи)» и «Автопортрет» на каждом блоке.
Королевство Тонга 2010 год. 2 блока. Рафаэль, «Малая Мадонна Каупера», Рафаэль «Мадонна Грандука» и «Автопортрет»  на каждом блоке.
Королевство Тонга 2010 год. 2 блока. Рафаэль, «Малая Мадонна Каупера», Рафаэль «Мадонна Грандука» и «Автопортрет» на каждом блоке.
Королевство Тонга 2010 год. 2 блока. Рафаэль, «Святая Екатерина Александрийская», Рафаэль «Дама с единорогом» и «Автопортрет»  на каждом блоке.
Королевство Тонга 2010 год. 2 блока. Рафаэль, «Святая Екатерина Александрийская», Рафаэль «Дама с единорогом» и «Автопортрет» на каждом блоке.

И вот, наконец, на марке с «Автопортретом», пожалуй, самая знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Не могу не поместить несколько блоков разных стран с «Сикстинской Мадонной»

На марках России и СССР я не нашёл ни «Триумфа Галатеи», ни «Автопортрета», зато на купоне марки СССР 50 копеек 1983 года из серии «Государственный Эрмитаж» есть фрагмент «Автопортрета». Всего 1 купон на 15 марок.

В следующем посте я хочу показать реверс итальянской банкноты 500000 лир 1997 года, с репродукцией фрески Рафаэля «Афинская школа», рассказать о фреске и марках-парагенах с репродукцией этого шедевра.

Благодарю, что дочитали до конца.

Все вопросы, замечания и дополнения прошу написать в комментариях. Кому тема неинтересна, постарайтесь воздержаться от негатива.

Продолжение следует. Будет интересно. Подпишитесь. Ставьте Лайки.

С уважением, Александр Зорин. Москва, 18.04.2020г.