384 подписчика

Города и регионы Азербайджана-Барда

Барда – один из древнейших городов Азербайджана. Город находится к востоку от хребта Муровдаг, в западной части Ширванской равнины.

Барда – один из древнейших городов Азербайджана. Город находится к востоку от хребта Муровдаг, в западной части Ширванской равнины. Через город протекает река Тертер и проходит железнодорожная ветка до Агдама. Это центр сельскохозяйственного региона, где распространено выращивание хлопка, домашней птицы и скотоводство.

В разные периоды город был известен под разными названиями: Парда, Барза, Партав, Берда, Харум, Фирузабад. Низами Гянджеви в поэме «Искендер-намэ» утверждает, что первоначально город назывался Харум.

Топоним «Барда» встречается в Центральной Азии, Урале, Алтае, и это связано с племенем саков. Кстати, саки, пришедшие на территорию современного Азербайджана в VIII-VII в. до н.э., основали свою область между реками Кура и Араз.

Исследователи связывают топоним также с маннейской Пардой и Бардо, основанной искитами, одним из гуннских племен, осевших на этих землях. Связывают топоним и со скифским царем, правившим в VII в. до н.э. Партатуаном. По легенде он воевал в этих местах с Ассирией. На основании этой информации можно предположить, что Барде самое меньшее 2700 лет.

Страбон писал о городе Айниане в области Ути в равнинном Карабахе. Первый исследователь Барды Абдурагим-бек Ахвердиев полагал, что речь шла о Барде.

Клавдий Птолемей среди 29 городов Албании называет и город Бакура (Барда), расположенный между Иберией и втекающей в Куру рекой Араз.

Албанский историк Моисей Каланкатуйский считал, что Барда была заложена во время правления албанского царя Ваче II (459-484 гг.).

Азербайджанский историк Мирза Джамал Джаваншир Карабаги в своей книге «История Карабаха» отмечает, что Барда была первым городом, заложенным в Карабахе.

Согласно историческим источникам, Барда, переживавшая свой расцвет в IV-V вв. н.э., была в то время самым большим городом на Кавказе. Барда упоминается и в народном эпосе «Китаби Деде Горгуд».

При Сасаниде Каваде I (488-531) там была построена мощная крепость. До захвата Аррана арабами в этом городе находилась резиденция персидских марзбанов и патриарший престол албанских католикосов, перенесённый сюда в 552-53 гг. В 628 г. во время персо-византийских войн город был разрушен хазарами, союзниками Византии.

С VI в. и на протяжении 500 лет Барда стала столицей христианской Кавказской Албании. Именно в этот город в 552 г. был перенесен религиозный центр Албании из Габалы. Однако уже в VII в. Барда превращается в арену войн между хазарами и арабами. Во времена правления халифа Муавии (VII в.) Барда была восстановлена, вокруг города построили крепостные стены.

Впервые Барда была завоёвана арабами в 645-46 гг. В начале VIII в. Барда становится одним из важнейших военно-стратегических центров Халифата в Закавказье, в главную опорную базу арабов в борьбе против хазар. При первом аббасидском наместнике в Закавказье Мухаммаде ибн Суед в городе был создан монетный двор, где чеканились дирхамы и динары со штампом Барды. При халифе ал-Мансуре (754-775) было введено прямое арабское правление. В 789 г. резиденция наместников всех закавказских владений была окончательно перенесена в Барду, а вскоре из города был удалён и католикосат. С этого времени Барда приобретает значение религиозного центра мусульман Закавказья.

Серебряный дирхам Хосрова I, отчеканенный в Барде
Серебряный дирхам Хосрова I, отчеканенный в Барде

Барда VIII-X вв. - один из мутазилитских центров Закавказья. В первой половине VIII в. в городе вели пропаганду кадарит Гайлан ад-Димашки и мутазилит Хамид ат-Тавил, а в начале X в. часть жителей рабада Барды были приверженцами учения мутазилитов. В Барде на арабском языке была написана "История Аррана" (автор неизвестен).

В IX - первой половине X вв. Барда оставалась главным городом Аррана. Благодаря выгодному географическому положению она превратилась в самый крупный центр ремесла и торговли в регионе. По сведениям арабских географов X в., после Раййа (Рей) и Исфахана между Ираком и Хурасаном не было более крупного города. В столице Аррана была соборная мечеть, при которой располагалась местная казна (байт ал-мал). Рядом с мечетью находился дворец наместника, в предместье - гостиные дворы и базары. Каждое воскресенье за городом у Курдских ворот (Баб ал-акрад) на площади в квадратный фарсах действовал базар ал-Курки - самая крупная раннесредневековая ярмарка в Закавказье. Из Барды в Хузистан и Фарс вывозили шёлк. За это время Барда превратилась также в главный центр арабо-мусульманской культуры в Закавказье. Были известны имена более двух десятков мусульманских учёных из Барды. В те же годы прославился поэт Мухаммад ибн Йахйа ибн Хилал Абу Бакр ал-Бардаи . Это был настоящий «Город мастеров», который Низами Гянджеви воспел в своей поэме «Искандер-наме».

В это время население Барды составляло 100 тысяч человек – это очень много для того времени. Поэтому арабский автор Мугаддаси называл Барду «Багдадом этого региона». О том, что Барда была очень большим городом, говорил и Аль-Истахри.

На протяжении всего своего существования город постоянно подвергался нападениям и разрушениям. Интересный случай произошел в 944 г. В тот год на кораблях по Куре поднимались викинги и русы с большим отрядом – от 30 до 50 тысяч человек. Им удалось на какое-то время занять Барду. Было уничтожено несколько тысяч жителей, оставшихся обложили данью. Если кто-то заплатить не мог, его казнили. По этой причине бардинцы начали покидать город. Чтобы выяснить количество жителей, русы сжигали дома, и прятавшиеся были вынуждены выходить из своих укрытий. Однако через несколько месяцев захватчики стали умирать от чумы и оставили город без боя.

В XII в. Барда была разорена монголами. Историк Ягут Аль-Хамави (1179-1229) в своем «Списке стран по алфавиту» писал: «…сейчас от города ничего не осталось. Я говорил с жителями Барды и расспрашивал у них о городе. По их словам, город сильно разрушен, и теперь там живет мало людей. Можно сказать, что это деревня, и жить там страшно, всюду нищета, дома разрушены, на всем лежит печать разрушения».

Но больше всего Барда пострадала от нашествий войск Эмира Теймура (Тамерлана) в XV в. А вот после разорения города персидским Надир шахом в 1736 г. Барда уже не оправилась, пришла в упадок и стала небольшим поселком с населением всего 200-300 человек в составе Карабахского ханства.

Древняя Барда сильно пострадала от войн и землетрясений. Тем не менее, археологами было обнаружено достаточно фактического материала для изучения истории города. К сохранившимся достопримечательностям Барды относятся несколько мавзолеев: Ахмеда Зочейбаны (1322 год), Ахсадан-Бада (14 век), Гильолгулар, Бахмана Мирзы Гаджара, а также мавзолей-мечеть Имамзаде (17 век), достроенный в 19 веке. Интересны руины глинобитной квадратной крепости эпохи средневековья.

В советское время Барда и Бардинский район был настоящей всесоюзной здравницей, популярным курортом, т.к. местная земля богата на целебные минеральные источники. C 1990 г. в жизни Барды начался трудный период. Война, развязанная армянами в Нагорном Карабахе, лишила людей крова. Жители из оккупированных районов Азербайджана , изгнанные со своих земель, вынуждены были поселиться в ближайшем районе – Барде.

Читайте также: Шеки , Габала , Сумгаит , Ленкорань , Гянджа , Нахичевань , Астара

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал