Об "освящении" пасхальных куличей в условиях карантина.

Священноначалие нашей Церкви предложило верующим самостоятельно благословлять пасхальные снеди. Ранее фигурировала информация о самостоятельном их освящении, что вызвало неоднозначную реакцию со стороны церковной общественности. На эту тему есть мои подробные разъяснения в книге «Традиции и заблуждения» (год издания 2016). Не все эту книгу читали, так как она была издана малым тиражом. Поэтому ниже привожу главу из нее, где подробно разбирается этот и не только этот вопрос. Ещё много полезной информации на Телеграм канале https://t.me/domxram и Ютуб канале https://www.youtube.com/channel/UCVqnBhiultNcqoEZiRWXjsw "Домашняя церковь" Следите за обновлениями и вы будете знать, что необходимо для совершения богослужений в домашних условиях!
Священноначалие нашей Церкви предложило верующим самостоятельно благословлять пасхальные снеди. Ранее фигурировала информация о самостоятельном их освящении, что вызвало неоднозначную реакцию со стороны церковной общественности. На эту тему есть мои подробные разъяснения в книге «Традиции и заблуждения» (год издания 2016). Не все эту книгу читали, так как она была издана малым тиражом. Поэтому ниже привожу главу из нее, где подробно разбирается этот и не только этот вопрос. Ещё много полезной информации на Телеграм канале https://t.me/domxram и Ютуб канале https://www.youtube.com/channel/UCVqnBhiultNcqoEZiRWXjsw "Домашняя церковь" Следите за обновлениями и вы будете знать, что необходимо для совершения богослужений в домашних условиях!

Об этом же я рассказал на канале «Домашняя церковь» 18 апреля в день Великой субботы. А еще обратите внимание на комментарий к нашему разговору «Об изображении Литургии в домашних условиях», в котором справедливо сказано, что образовавшийся перерыв нашего хождения в храм – благо, ибо побуждает к осмыслению того, зачем нам, христианам, – христианство.

Вот один из вопросов в книге:   Прихожанка. А-а. Теперь я поняла, зачем приносят куличи в храм! Пресвитер. Зачем? 
Прихожанка. Чтобы священник прочитал над ними такую же молитву, как и на артос. 
Пресвитер. Но над ними не читается никаких молитв. 
Прихожанка. Как же не читается? Сколько лет я приносила куличи и яйца в храм, и каждый раз священник освящал их, прочитывая молитву. 
Пресвитер. Никаких указаний на то, что над куличами следует прочитывать ту же молитву, что и над артосом, нет. Напротив, можно найти такое указание священнику: «Хотя у православных христиан есть обычай в домах приготовлять хлеб (кулич), как бы домашний артос, и приносить его в первый день Пасхи в притвор храма для освящения, вместе с сыром и яйцами, но чтение особой молитвы собственно для освящения хлебов, приносимых в первый день Пасхи, не положено, и в употребляющихся у нас Требниках нет таковой молитвы». 
Прихожанка. А что за молитвы тогда читает священник? 
Пресвитер. Священнику предписывается читать молитвы на благословение мяса, яиц и сыра. 
Прихожанка. Зачем же тогда приносится пасхальный кулич?  Хотите узнать ответ? Он есть в данной главе книги!
Вот один из вопросов в книге: Прихожанка. А-а. Теперь я поняла, зачем приносят куличи в храм! Пресвитер. Зачем? Прихожанка. Чтобы священник прочитал над ними такую же молитву, как и на артос. Пресвитер. Но над ними не читается никаких молитв. Прихожанка. Как же не читается? Сколько лет я приносила куличи и яйца в храм, и каждый раз священник освящал их, прочитывая молитву. Пресвитер. Никаких указаний на то, что над куличами следует прочитывать ту же молитву, что и над артосом, нет. Напротив, можно найти такое указание священнику: «Хотя у православных христиан есть обычай в домах приготовлять хлеб (кулич), как бы домашний артос, и приносить его в первый день Пасхи в притвор храма для освящения, вместе с сыром и яйцами, но чтение особой молитвы собственно для освящения хлебов, приносимых в первый день Пасхи, не положено, и в употребляющихся у нас Требниках нет таковой молитвы». Прихожанка. А что за молитвы тогда читает священник? Пресвитер. Священнику предписывается читать молитвы на благословение мяса, яиц и сыра. Прихожанка. Зачем же тогда приносится пасхальный кулич? Хотите узнать ответ? Он есть в данной главе книги!

Глава из книги "Традиции и заблуждения".

О праздничных снедях

(Суббота Пасхальной седмицы)

Прихожанка. Христос Воскресе!

Пресвитер. Воистину Воскресе!

Прихожанка. Батюшка, у меня опять вопрос. Вот вы сегодня при раздроблении и раздаче артоса сказали, что нет надобности хранить его целый год, как это делают некоторые. Странно это слышать, потому что так делают не некоторые, а практически все.

Пресвитер. Хорошо, только сначала объясните мне, зачем нужно хранить его год?

Прихожанка. Как зачем? Это же святыня!

Пресвитер. Да, но в чем ее предназначение? Ведь это не икона, не частичка мощей. Артос, прежде всего, пища, которая в конечном итоге должна быть употреблена. Для чего же откладывать ее употреблении надолго, тем более, что от продолжительного хранения она может прийти в негодность: зачерстветь, заплесневеть, или быть съеденной кошкой или мышами?

Прихожанка. Но ведь артос хранят как средство от болезней.

Пресвитер. Артос в переводе на русский язык означает «хлеб». Его благословение совершается в воспоминание славного воскресения Господа на­шего Иисуса Христа. Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с воскресшим Господом (Деян. 10, 41), по вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни» (Мф. 28, 20), ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях, но не могли видеть Его плотскими очами. Естественным выражением этой пламенной веры учеников к своему Учителю и желания иметь постоянное напоминание о Нем, было то, что, приступая к трапезе, они оставляли не занятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз после трапезы, они подни­мали этот хлеб со словами: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они по возможности старались соблюдать этот обычай. Каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни на­ходился, приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя. Что принято пер­выми учениками Евангелия из уст апостольских и совершалось ими ежедневно, то отцы Церкви последующих веков применили к празд­нику Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви обычай апостольский. Этот обычай дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во святую Пасху в храме, должен служить напоминанием невидимого присутствия с нами воскресшего Господа.

Прихожанка. Вы хотите сказать, что это всего лишь напоминание и больше ничего?

Пресвитер. Это, главным образом, напоминание о явлениях апостолам воскресшего Господа и о том, что Иисус Христос крестной смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни. Именно такое значение артоса и раскрывается в мо­литве на его освящение.

Прихожанка. Освящение, значит, все-таки имеется?

Пресвитер. Не забывайте, что практически все, совершаемое в Церкви, освящается во спасение души и тела человеческого[i]. И в молитве на освящение артоса священник так же просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, и подать здравие всем вкушающим его. Но съедаться артос должен в день своего раздробления, т.е. в субботу светлой седмицы.

Прихожанка. Но ведь практика хранения артоса повсеместна?

Пресвитер. Есть «Слово» преподобного Максима Грека, которое так и называется «Почему от тридневного Воскресения Христова до субботы пред Фоминой неделей воздвигается артос и снедается в эту субботу»?[ii] Из названия уже видно, что во времена преподобного Максима даже не стояло вопроса о хранении артоса…

Прихожанка. Откуда тогда появилась практика его хранения?

Пресвитер. Артосу стали придавать особое значение во времена, когда причащались один раз в году, а соборовались один раз в жизни и то, только перед смертью[iii]. В те времена артос стали считать чуть ли не заменой причастия и уникальным медицинским средством. Но в случае болезни не артос употреблять надо, а причащаться во исцеление души и собороваться во исцеление тела. Приписывать же артосу значение, какого он не имеет, запрещено церковной властью[iv].

Прихожанка. А может это влияние Западной Церкви?

Пресвитер. Запад вообще не знает этого обычая. Употребление артоса прочно утвердилось в Восточной Церкви, как и чин о панагии.

Прихожанка. Какой, какой чин?

Пресвитер. Если говорить точнее, то это чин о возвышении панагии. «Панагия» (παναγία) в переводе означает «Всесвятая» или «Пресвятая». Кого так называют, знаете?

Прихожанка. Богородицу!

Пресвитер. А в чине о панагии это название прилагается к просфоре, из которой на Литургии изъята была частица в честь Пресвятой Богородицы. Надо сказать, что из всех просфор Литургии панагия является наиболее священной после той, из которой изымается святой Агнец…

Прихожанка. …И которую называют антидором!

Пресвитер. Совершенно верно. Антидор от панагии отличается тем, что после Литургии антидор раздают в храме и вкушают сразу до принятия пищи, а Богородичную просфору по окончании Литургии торжественно переносят из храма в трапезу, где после трапезы раздробляют и съедают…

Прихожанка. Подождите, подождите, вы сказали, что ее употребляют в пищу сразу же после трапезы!?

Пресвитер. Да.

Прихожанка. Но ведь просфоры едят натощак!

Пресвитер. Очевидно, это не обязательное условие.

Прихожанка. А для чего совершается чин о панагии?

Пресвитер. Ближайшая цель чина – соединить трапезу с только что окончившейся Литургией так, чтобы обычный прием пищи превратился в настоящее богослужение. Для этого чин о панагии сопровождается рядом песнопений. Начинается он пением 144 псалма, который торжественно исполнятся дорогою из храма в трапезу. Во время трапезы панагия поставляется на аналое впереди столов под иконами. По окончании трапезы ее не просто съедают, а сначала возвышают (поднимают) над иконами с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице.

Прихожанка. И в чем смысл всего этого?

Пресвитер. Живо представить присутствие за трапезой Воскресшего Бога и Пресвятой Богородицы. Подтверждается это древним преданием, согласно которому апостолы, собранные чудесно к преставлению Божией Матери и совершивши Ее погребение, сидя за поминальной трапезой, по обычаю стали возвышать хлеб в память Христа, произнося соответствующие слова, вдруг увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, обещающую пребыть с ними всегда, и невольно воскликнули «Пресвятая Богородице, помогай нам». С тех пор возвышение хлеба в память о Ней и о Сыне Ее сохранялось в Восточной Церкви многие столетия. Вывод: как чин о панагии, так и чин об артосе по сути один и тот же. Кстати, в древнерусских книгах чин об артосе так и назывался: «Чин о панагии, бываемый в монастырех на Святую Пасху и чрез всю Светлую седмицу».

Прихожанка. Но артос же не уносят в трапезную как панагию и не съедают, а обносят его крестным ходом вокруг храма!

Пресвитер. Это приходская практика, имитирующая монастырскую, согласно которой артос после Литургии торжественно несут в трапезу с иконой Воскресения Христова при пении «Христос Воскресе». По окончании трапезы с соответствующими обрядами его возвышают, как и панагию, «обоима рукама, треми персты», со словами: «Христос воскресе»! Затем, совершив положенные молитвы, поклонения и целования, артос возвращается обратно в храм на прежнее место. Так делают до Светлой Субботы, когда уже в последний раз артос относят в трапезную и до начала трапезы со всеми вышеописанными обрядами потребляют.

Прихожанка. Конечно, если делать так, как вы рассказываете, тогда совершенно естественным будет вкушение пасхального хлеба в конце пасхальной седмицы и если бы прихожане могли участвовать в подобных церемониях, то у них наверняка не было бы никаких суеверий насчет артоса!

Пресвитер. А кто мешает прихожанам делать так у себя дома?! Ведь именно для этой цели и выпекается пасхальный кулич, превратившийся сегодня в род сладкой булочки к чаю. На самом же деле – это не иное что, как домашний артос.

Прихожанка. А-а. Теперь я поняла, зачем приносят куличи в храм!

Пресвитер. Зачем?

Прихожанка. Чтобы священник прочитал над ними такую же молитву, как и на артос.

Пресвитер. Но над ними не читается никаких молитв.

Прихожанка. Как же не читается? Сколько лет я приносила куличи и яйца в храм, и каждый раз священник освящал их, прочитывая молитву.

Пресвитер. Никаких указаний на то, что над куличами следует прочитывать ту же молитву, что и над артосом, нет. Напротив, можно найти такое указание священнику: «Хотя у православных христиан есть обычай в домах приготовлять хлеб (кулич), как бы домашний артос, и приносить его в первый день Пасхи в притвор храма для освящения, вместе с сыром и яйцами, но чтение особой молитвы собственно для освящения хлебов, приносимых в первый день Пасхи, не положено, и в употребляющихся у нас Требниках нет таковой молитвы»[v].

Прихожанка. А что за молитвы тогда читает священник?

Пресвитер. Священнику предписывается читать молитвы на благословение мяса, яиц и сыра.

Прихожанка. Зачем же тогда приносится пасхальный кулич?

Пресвитер. Видимо, как символ, напоминающий нам о пребывании с нами Воскресшего Сына Божия, ставшего для нас истинным «хлебом жизни» (Ин. 6, 35). Но вот что еще интересно. Вы знаете, что у иудеев неотъемлемой частью праздника в память об исходе из Египта является пасхальный ужин, на котором необходимо съесть с пресным хлебом и горькими травами приготовленного по установленным правилам однолетнего ягненка (Исх. 12, 3-28)…

Прихожанка. Иудеи и в наши дни также совершают пасху?

Пресвитер. В современном чине совершения иудейской пасхи, принятом после разрушения иерусалимского храма (70 г. от Р.Х.), обряд заклания и приготовления пасхального агнца прекратился, за исключением действующей в Израиле небольшой секты самарян (ок. 1000 чел.). У иудеев же ныне установлены только чтения об исходе и молитвы, а в ночной трапезе пасхального агнца символически представляет небольшой кусочек испеченного мяса. Но для нас сейчас важно не это, а то, что в принципе Церковь своими правилами не запрещает и христианам также готовить «пасхального ягненка», как не запрещает готовить и какого-нибудь «рождественского гуся».

Прихожанка. О таком я никогда ничего не слышала…

Пресвитер. Об этом можно прочитать, например, в «Новой Скрижали» епископа Вениамина. Там пишется следующее: «Совершая благочестно память Христа Агнца Божия, страдальчески закланного за очищение грехов всего мира, христиане, в доказательство духовного веселия, в день святой Пасхи приготовляют пищу из мяса бессловесного агнца, освященного благословением церковным. И Церковь Христова издревле дозволяет употреблять христианам сей обряд не для сохранения древнего иудейского закона, но для выражения христианского благочестия. Для сего, по окончании дней поста, при наступлении святой Пасхи Господней, напитав души верующих славословиями, как духовной пищей и небесным хлебом от трапезы благости Божией, для некоторого телесного утешения и подкрепления она приносит Богу и сие для нашей пользы дарованное создание, т.е. агнца»[vi].

Прихожанка. Но, насколько мне известно, пасхой обычно называют сладкий творог, а не ягненка!

Пресвитер. На такое представление повлияла монашеская практика. Как сказано в той же книге: «Сей обряд более принадлежит монахам, которые после совершения Литургии в праздник святой Пасхи благословляют в Церкви сыр и яйца и потом предлагают на трапезе эту пищу как благословенную прежде всех других снедей»[vii]. Впрочем, имейте в виду, что прообразовательный смысл еврейского пасхального агнца или самого Христа не следует придавать ни творогу, ни мясу, ни куличам. Есть очень важное замечание в Уставе, что «сицевый принос мяс и набелу (т.е. сыра и яиц) не есть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение».

Прихожанка. Постойте, но ведь это «простое приношение» освящается молитвой и святой водой!

Пресвитер. Если держаться буквальных предписаний Требника, то, во-первых, никакого окропления святой водой не должно совершать[viii], а во-вторых, само содержание молитв показывает, что никакого освящения принесенных продуктов нет. Еще в XVI веке антиохийский патриарх Иоаким осуждал чрезмерный интерес русского народа к пасхальным снедям, а константинопольский патриарх Иеремия окружной грамотой предписывал «считать простыми, а не святыми пасхальные хлебы», и тех, которые думают иначе отлучать от Церкви.

Прихожанка. Зачем же тогда вообще приносятся куличи и яйца в Великую Субботу?

Пресвитер. Если следовать Требнику, то перед чтением молитв должно петь «Христос Воскресе», из чего напрашивается вывод, что приносить пасхальные продукты в Великую Субботу тоже неправильно. Уместней это делать сразу после Пасхальной Литургии.

Прихожанка. Все-таки делать это надо?

Пресвитер. Ничто этому не препятствует.

Прихожанка. Но для чего?

Пресвитер. Для двух целей. Для общей трапезы, которая должна следовать после Литургии и для получения благословения (разрешения) на разговение, т.е. на вкушение скоромной пищи, которую собственно и следует приносить. Непонятно только, почему в таких приношениях сегодня практически не встречается мясо.

Прихожанка. Но я слышала, что мясо вообще нельзя приносить в Церковь.

Пресвитер. Запрещается, следуя иудейскому обычаю, приносить мясо в алтарь: «Да не будет позволено никому из священников, отделенные части мяса от приносящих принимать, но тем да довольствуются они, что восхочет дать приносящий, и таковое приношение да бывает вне церкви»[ix]. Впрочем, благословение и других пасхальных снедей надлежит совершать не в храме, а в его приделе, где трапеза и устраивается.

Прихожанка. А если кто-то не смог прийти в храм и получить благословение на разговение, то, что ему делать?

Пресвитер. Он может это сделать самостоятельно.

Прихожанка. Каким образом?

Пресвитер. Святитель Афанасий, епископ Ковровский специально для этого составил молитвы, причем, молитвы не только на благословение пасхальных снедей, но и скоромных снедей в праздники Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы и первоверховных апостолов Петра и Павла[x]. Так что соответствующую молитву разговения можно прочитать дома на первой праздничной трапезе кому-нибудь из старейших вместо обычной формулы семейного благословения трапезы.

Прихожанка. Под формулой семейного благословения трапезы вы имеете в виду молитву «Отче наш»?

Пресвитер. Смотря какая трапеза предстоит. Согласно обычаю, дошедшему до нас, при любом принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, читаются одни и те же молитвы: пред трапезой «Отче наш», после нее – «Благодарим Тя, Христе Боже наш…». Но в богослужебных книгах даются различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий.

Прихожанка. Просветите меня, пожалуйста, и на этот счет.

Пресвитер. Из всех видов трапез основная трапеза – обеденная, самая полная, самая обильная, самая продолжительная. Ей соответствуют и уставные молитвословия. Пред обедом поется известная всем молитва Господня, после него - пространный чин благодарения, из которого мирянам известна только одна молитва «Благодарим Тя, Христе Боже наш…»

Прихожанка. Этот чин для нас сокращен по нашей немощи?

Пресвитер. Нет, в нем опущено, главным образом, все то, что относится к чину возношения панагии.

Прихожанка. Ах да, я упустила из виду, что на монастырских обедах совершается еще чин панагии.

Пресвитер. Но это по уставу, а не в действительности. В действительности во многих монастырях после обеда в состав благодарственных молитв входят и такие: «Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение, со Святым Духом во веки. Аминь». И еще: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие: исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делом его». Ничто не мешает ввести эти молитвы и в мирской обиход, как в дополнение, так и в замену молитвы «Благодарим Тя, Христе Боже наш…»

Прихожанка. Спасибо за практический совет.

Пресвитер. Вторая трапеза, согласно уставу – вечерняя, именуемая вечерей. Она продолжение такого вида богослужения, как вечерня. Кстати, продолжением вечери является по-вечерие, из самого названия которого видно, что оно должно совершаться после ужина, и чаще всего келейно. Таким образом, вечерняя трапеза, как и трапеза обеденная, тесным образом вписывается в круг богослужения и имеет соответствующие молитвословия.

Прихожанка. Какие?

Пресвитер. Вечерняя трапеза менее обильна и менее продолжительна, чем обеденная, и молитвословия ее значительно короче обеденных. По сути своей они представляют собой сокращение чина дневной трапезы и чина о панагии. Цель ужина лишь слегка подкрепиться, так что уставом рекомендуется даже не готовить новой пищи, а довольствоваться оставшейся от обеда, которую разве только «убогие», т.е. нищие могли бы считать насыщением. Поэтому перед ужином предписывается читать молитву: «Ядят убозии и насытятся и восхвалят Господа взыскающии Его; жива будут сердца их в век века».

Прихожанка. Я такую молитву где-то слышала…

Пресвитер. Это уставная молитва. Ею внимание приступающих к трапезе направляется к духовной пище и возносится благодарение Господу за дарова­ние трапезы еще прежде вкушения от нее. Кстати, об убогих. Есть одна интересная историческая подробность. В древнейших уставах чин вечерней трапезы также предполагал соответствующее панагии возношение хлеба. Назывался этот чин «возвышением укрухов». По окончании ужина игумен с молитвой клал в специально приготовленную миску оставшийся у него укрух (кусок) хлеба. Туда же остатки своего хлеба полагали и другие присутствующие на трапезе. Затем этот хлеб возносили с молитвой: «Христе Боже, исполни избытки раб Своих и нас помилуй, яко Свят еси, ныне и присно и во веки веков»...

Прихожанка. Я догадалась, зачем это делалось!

Пресвитер. Зачем?

Прихожанка. Как с обеда оставалась еда для ужина, так и с ужина оставался хлеб для завтрака!

Пресвитер. Нет, не так. Собранный и благословленный на ужине хлеб предназначался нищим. Причем, на следующей трапезе его уже запрещалось подавать как уже посвященный (отданный) нищим. Так монашествующие не только заботились о пропитании нуждающихся, но и выполняли заповедь: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Прихожанка. Как все мудро!

Пресвитер. Что же касается благодарственной молитвы, то после ужина Устав предписывает читать следующее: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель». И еще: «Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси». Думаю, для мирян эти молитвы можно читать выборочно.

Прихожанка. И для завтрака тоже есть свои молитвы?

Пресвитер. Уставных молитв для завтрака нет, ибо церковный Устав знает только два вида трапезы – обед и ужин.

Прихожанка. Получается, что завтрак – это нарушение Устава?

Пресвитер. Скажем так, утренняя трапеза не предусмотрена Уставом, ибо согласно ему раннее утро, и вся первая часть дня до полудня должны быть заняты богослужением.

Прихожанка. А что делать тем, кто работает?

Пресвитер. Для тех, кому с утра на работу, и установилась не предусмотренная Уставом утренняя трапеза, бывающая, как в мирских домах, так и монастырях. Исходя из того, что она стала традиционной, обычаем узаконенной, и как бы уставной, ее следует также окружить соответствующими молитвословиями.

Прихожанка. Какими?

Пресвитер. Завтрак по характеру своему похож на ужин и можно было бы употреблять молитвословия вечерней трапезы, за исключением стихов 4 псалма, слова которых «в мире вкупе усну и почию» не соответствуют времени. Впрочем, для новой трапезы, не предусмотренной Уставом, лучше всего составить и новый чин.

Прихожанка. И кто это должен сделать?

Пресвитер. Никто не запрещает это делать самостоятельно. Например, в подражание тому, как пред ужином читается приведенное выше место из 21 псалма («Ядят убозии»), пред завтраком также можно выбрать что-либо подходящее. К примеру, можно использовать известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15-16 стихов 144 псалма: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволение». А после завтрака прочитать одну из благодарственных послеобеденных молитв, ибо утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов может быть полнее и обильнее вечернего.

Прихожанка. А что делать тем, кто питается пять раз в день? Неужели на каждый прием пищи должны быть разные молитвословия?

Пресвитер. Что касается второго завтрака, полдника и различных видов чаепитий, то все они, как излишние, не просто не предусмотрены Уставом, а идут вразрез с ним. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычной заключительной песней Богородице: «Достойно есть», в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

Прихожанка. То есть я перед полдником должна молиться примерно так: «Господи, прости мое невоздержание и благослови по немощи моей сию трапезу»?!

Пресвитер. Что-то вроде этого. Например, в одном из молитвословов мне встречалась рекомендация читать молитву «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи на­ша; Владыко, прости беззако­ния наша; Святый, посети и ис­цели немощи наша, имене Тво­его ради».

Прихожанка. Когда я спрашивала о принесении пасхальных снедей в храм на Пасху, вы сказали, что это необходимо для общей трапезы после Литургии. Но общих трапез никто ведь не делает. Может быть, у вас это заведено?

Пресвитер. У нас не бывает регулярных общих трапез, как и во многих наших храмах. Хотя не следует обобщать таковое отсутствие. Возможно встречаются ныне приходы, где практикуют что-то вроде древних агап.

Прихожанка. Агап?

Пресвитер. Агапы – это совместные «вечери любви», встречаемые среди христиан в I-V веках. Соединялись они с «преломлением хлеба», т.е. с совершением Евхаристии (Деян. 2,42; 20, 7) и имели своей целью общение христиан и пропитание бедных членов общины, в первую очередь, вдов (Деян. 6, 1-2). Чаще всего агапы устраивались по воскресеньям с участием всех членов общины под председательством епископа[xi], ибо, по мнению первых христиан, есть только один образ почтения, достойный Бога – «тот, чтобы данное Им для нашего питания не истреблять огнем, но приносить для нашего собственного употребления и для нуждающихся»[xii].

Прихожанка. Почему же такие трапезы сейчас не делают?

Пресвитер. Потому что их запретила Церковь.

Прихожанка. Запретила?!

Пресвитер. Еще в первые века христианства появились многочисленные свидетельства о неумеренном вкушении пищи и вина, криках, многословии и пустом смехе во время агап[xiii]. Это привело к порицанию традиции. Так, святитель Григорий Богослов сомневается в обычае устраивать трапезы в память мучеников, говоря: «Если мы имеем в виду угодить прихотям чрева, то… не знаю, благовременно ли это»[xiv]. Блаженный Августин уже прямо осуждает обычай устраивать трапезы в память мучеников[xv]. А отцы Лаодикийского Собора (364 г.) вообще запрещают устраивать в храме агапы и уносить домой с них пищу, «ибо сим причиняется оскорбление церковному чину»[xvi]. Повторили запрет на агапы и Отцы VI Вселенского Собора (691 г.)[xvii].

Прихожанка. Мы любую хорошую идею испортим своей греховностью…

Пресвитер. Но хотя агапы были запрещены, тем не менее, они дошли до наших дней в таких формах, как чины благословения хлебов на вечерне, праздничные благословения колива, а также поминки по усопшим.

Прихожанка. Значит, приношения на панихиду тоже связаны с идеей общих трапез?

Пресвитер. А для чего еще необходимо приносить эти продукты? К слову сказать, это такая же древняя традиция, как и агапы. Уже Ориген свидетельствовал, что память почивших родственников и друзей христиане совершали, питая неимущих «в воспоминание и упокоение души»[xviii]. Обычно такие благотворительные поминальные трапезы совершались в память об усопших непосредственно у их гробниц на 3, 9, 40-й дни после их смерти[xix] и заключались во вкушении вина и некоторого количества пищи, бóльшая часть которой раздавалась неимущим[xx].

Прихожанка. А когда на таких трапезах стали употреблять коливо?

Пресвитер. Точно не могу сказать.

Прихожанка. В нем есть духовный символ?

Пресвитер. Если иметь в виду, что коливо – это вареная пшеница, смешанная с медом, украшенная сладким изюмом или ягодами (в виде креста), то в нем можно усмотреть и символ воскресения, уподобляемое в Писании прозябанию зерна (1 Кор. 15, 35-44) и образ наслаждения вечными благами, но все-таки в большей степени в нем усматривается символ общей праздничной трапезы.

Прихожанка. В каком смысле?

Пресвитер. В самом прямом. На это указывает само название чина благословения колива, которое, как говорится в конце 3-й главы Типикона, совершается «в честь и память Господских праздников или святых Божиих в церковь приносимыя». Жаль, что ныне у нас этот чин как праздничный почти совсем позабыт.

Прихожанка. Почти?!

Пресвитер. Чему вы удивляетесь? Вы же знаете, когда такой чин совершается. У нас с вами даже состоялась беседа в этот день.

Прихожанка. Что-то я не припоминаю.

Пресвитер. Праздничный чин колива совершается в нашей Церкви один раз в год, в пяток первой седмицы Великого поста…

Прихожанка. Ах, да, на память святого Феодора Тирона!

Пресвитер. А вот в Афонских храмах до сих пор держится обычай освящать коливо на большие праздники. Придерживаются его доселе и в южно-славянских церквах, особенно в храмовые праздники. Обычай принесения в праздник кутии соблюдался и у нас в древней Руси, особенно на севере. По уставу Новгородского Софийского собора кутия приносилась, например, в главный соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы к молебну, бывшему накануне после вечерни, и к концу праздничной Литургии[xxi]. Таким образом, церковный Устав, назначая принесение колива в храм не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым заставляет посмотреть на него несколько иначе.

Прихожанка. Как же?

Пресвитер. А так, что это, хотя и недорогое, но вкусное и вместе с тем питательное блюдо – одно из лучших блюд праздничной трапезы. Так как теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, то в большие праздники Устав повелевает приносить в храм, к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд.

Прихожанка. Исходя из сказанного, можно предположить, что помимо колива можно приносить и другие вкусности?

Пресвитер. И не только продукты, но и напитки. Вследствие чего, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой с ястием и питием. В древности у греков вместе с кутьей приносилось и вино, как обычный на востоке напиток, а на Руси, за неимением своего виноградного вина, в таких случаях приносился местный национальный напиток – мед, который назывался еще «кануном».

Прихожанка. Так назывался мед?

Пресвитер. Этим словом в народе назывались вообще праздничные напитки (пиво, брага или мед), приносившиеся в храм вместе с коливом (кутьей) под большие праздники или пред поминальными днями, когда после вечерни торжественно пелся праздничный или заупокойный канон (канун), как основная часть молебна или панихиды. Отсюда и происходит название «канун» – день, предшествующий празднику или поминкам.

Прихожанка. Никогда бы не догадалась, что слово «накануне» происходит от слова «канон»!

Пресвитер. «Кануном» до сих пор называют столики в храме, куда складывают приносимые прихожанами продукты, которые по идее своей, как мы уже выяснили, предназначены для агап.

Прихожанка. Батюшка, после всего услышанного, мне захотелось устроить, если не общую со всеми трапезу, то хотя бы с вами и вашей матушкой. Одним словом, я хочу пригласить вас к себе в гости ради такого светлого праздника.

Пресвитер. С удовольствием приму ваше приглашение! До встречи.

[i] И св. Таинства, и елей, и хлебца на всенощной и т.п.

[ii] Прп. Максим Грек. Сочинения. Ч. 3. Гл. XIV. Сергиев Посад, 1911. С. 71.

[iii] Булгаков. С.В. Настольная книга священно-церковно-служителя. Т. 1. С. 646.

[iv] Указ Св. Синода от 15 июня 1723 г.

[v] Булгаков. С.В. Настольная книга священно-церковно-служителя. С. 640. Примеч. 1.

[vi] Вениамин, архиеп. Нижегородский. Новая скрижаль. Ч. 4. Гл. 24. § 34. М., 1999. С. 273.

[vii] Там же. § 35. С. 273.

[viii] Об окроплении говорится только в Требнике Петра Могилы: «и абие иерей кропит священною водою вся брашна».

[ix] 99 правило VI Вселенского Собора.

[x] Тексты молитв приводятся в Приложении 1.

[xi] Каноны Ипполита. 164, 172.

[xii] Св. мч. Иустин Философ. Апология первая. 13.

[xiii] См.: Климент Александрийский (Педагог. II. 1), Тертуллиан (О посте. 17), Каноны Ипполита (Гл. 173-174) и др.

[xiv] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 1994. Слово 11. С. 197.

[xv] См.: Блж. Августин. Исповедь. Кн. VI. Гл. 2. – М., 1997. С. 86.

[xvi] Книга правил. 27 правило.

[xvii] Книга правил. 74 правило.

[xviii] Ориген. Толкование на книгу Иова. Гл. 3.

[xix] Постановления Апостольские. Кн. 8. Гл. 42. С. 232.

[xx] Блж. Августин. Исповедь. Кн. VI. Гл. 2. С. 86.

[xxi] Голубцов А.П., проф. Чиновники Новгородского Софийского собора, М., 1899. С. 139-141, 143. Приносилась она и в другие праздники, например, Рождество Богородицы (стр. 22), Владимирской иконы Божией Матери (стр. 32), преп. Сергия Радонежского - 25 сент. (стр. 34), ап. Иоанна Богослова - 26 сент. (стр. 33), св. Иоанна Злат. - 13 ноября (стр. 50), св. Иоанна Новгородского - 1 декабря (стр. 55), св. Никиты Новгородского - 30 апреля (стр. 113) и в других случаях.