Защита фильма или сериала может начинаться на любом этапе — подготовки к съёмкам, съёмкам, постпродакшене. Обычно к нам обращаются за год, если это крупный проект, и за три месяца, если не слишком масштабный.
В зависимости от того, какой это контент, мы выбираем стратегию защиты. Если фильм зарубежный, нужно сразу целиком ставить его на мониторинг, потому что после премьеры в США он сразу утечёт в Россию с каким-то любительским переводом. Если фильм российского производства, нужно держать руку на пульсе и мониторить интернет на предмет фрагментов или не того трейлера.
За полгода до выхода кино мы начинаем находить так называемые анонсы — страницы-заготовки на сотнях сайтах пиратов, на которых висят постеры и трейлеры, указаны актёры и предполагаемая дата появления пиратки. С владельцами таких сайтов мы пытаемся взаимодействовать ещё до того, как появилась пиратка: рассылаем предварительные уведомления о том, что правообладатель наш заказчик и мы просим не распространять контент, иначе будем предпринимать активные действия. Самые лояльные удаляют такие страницы, но их не больше 3%.
С сериалами механизм такой же, за исключением того, что некоторые телеканалы предлагают купить все серии в интернете до выхода на ТВ.
Тогда приходится защищать цифровой контент так же, как и после проката.
Во время проката
После релиза, если это фильм, в интернете появляются так называемые экранки, или видео качества CamRip — их записывают на камеру в кинотеатре. Съёмка стоит около 20 000 рублей. Вероятно, несколько пиратских сайтов просто скидываются и платят тому, кто идёт в зал.
Сайтов, на которых появляется первая пиратская копия с экрана, три. Причём один из них заблокирован Роскомнадзором, но пираты пользуются обходом блокировок и легко могут узнать о выходе первой копии и начать распространять её. Проблема именно в этом, а не в том, что обычный россиянин зайдёт на такой сайт и посмотрит фильм. Ведь если первая копия появилась вечером, обычно к утру её уже можно найти на всех сайтах.
Как только контент появляется в онлайн-кинотеатрах, он становится доступен пиратам в хорошем качестве. Они заходят на сайт как обычные пользователи и скачивают фильм или делают видеозахват. Онлайн-кинотеатры ничего не могут с этим сделать. Допустим, они помечают каждую копию цифровыми отпечатками, а потом блокируют пользователя, слившего фильм. Но он занимается этим с помощью одноразового телефона, поддельной карты, левых аккаунтов. Значит, он вернётся и снова сделает то же самое.
Как удалить контент
С пиратскими ресурсами мы работаем с помощью разработки — системы Antipiracy, которая объединяет данные из сервиса Bot-Trek Intelligence. Это система раннего обнаружения угроз (она ещё на этапе регистрации помогает обнаруживать сайты, которые в дальнейшем могут быть использованы для распространения пиратского контента), несколько поисковых движков, система уведомлений, автоматических удалений и блокировки. Сейчас на систему мониторинга и удаления информации оформляется около 12 патентов. Также сотрудничают с соцсетями, хостинг-провайдерами и регистраторами, которые помогают блокировать или удалять контент.
Автоматическая система позволяет удалить многое, но не 100% контента. Правда, оставшийся контент зачастую обычный пользователь уже не найдет, а искать и находить будут те, кто никогда бы не пошел в кино и не купил легальную подписку. Поэтому в некоторых случаях обращаются в Мосгорсуд.
Часть пиратов избавляется от нелегального контента самостоятельно — им проще удалить три-четыре страницы в неделю по просьбе и оставить весь остальной контент, который никто не защищает. Если они откажутся, то их сайт будет заблокирован, а это означает падение доходов в несколько раз.
После проката
Стандартный срок защиты фильма — три месяца. Это один месяц и два месяца распространения в цифровых кинотеатрах, дальше защита становится нерентабельной. Экономика следующая. Средняя цена просмотра в первый месяц — 300 рублей. В онлайн-кинотеатрах она ниже, потому что фильм покупается один, а посмотрит его несколько человек, но тоже довольно высока. Потом контент попадает в подписочную модель и цена просмотра снова падает. Затем наступает насыщение — все, кто мог, заплатили и посмотрели — и фильм переходит в рекламную модель, когда его можно посмотреть бесплатно. На этой стадии защищать его уже слишком дорого.
Правда, есть фильмы долгоиграющие: например, продюсеры ставят на то, что семейная комедия хорошо пойдёт дома в онлайн-кинотеатрах. Тогда берут защиту на полгода.
С сериалами ситуация другая. После их выхода в эфир идёт монетизация через собственные плееры телеканалов. Поэтому обычно они нанимают нас на год и платят за пакет услуг: мы защищаем большую библиотеку их сериалов и распространяем легальные плееры: просим пиратов удалить нелегальную копию и заменить её на плеер телеканала. Обычно уже в первые дни недели можно заметить рост легальных просмотров. Ещё мы верим, что защита в интернете влияет на рост просмотров и в телеэфире: например, в группе «Голоса» писали что-то вроде «тут постоянно всё удаляют, не пропустите эфир, потому что больше нигде не посмотрите».
Специфика рынка
Конечно, в России пиратские видео очень популярны. Обычно говорят, что у нас считается проблемой дойти до кино. На самом деле людям сложно достать кредитку из кошелька, чтобы оплатить сервис: мы не держим кредитки около компьютера. Изменить это можно, только если постоянно сокращать количество пиратки и создавать качественные сервисы, где фильмы и сериалы можно посмотреть легально.
И сейчас ситуация с пиратством постепенно меняется к лучшему: люди чаще ходят в кино и смотрят легальный цифровой контент, появляются онлайн-кинотеатры с удобным дизайном и интересным форматом подписок. Также важным моментом стала активизация борьбы Роскомнадзора с пиратством в интернете и антипиратское законодательство — ведь деньги возвращаются в киноиндустрию.