Орел (http://www.orel-adm.ru) – административный центр Орловской области. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на берегах р. Ока и её притока р. Орлик.
Основанный в 1566 г. по указу Ивана IV для обороны южных границ Русского государства, Орел не раз вставал на пути врагов и давал им сокрушительный отпор.
В годы Великой Отечественной войны город Орел фактически явился двойным символом: символом героическим и трагическим применительно к первому этапу битвы под Москвой 1941 г. и символом воинской славы и торжества советского военного искусства в 1943 г. в ходе контрнаступления на Курской дуге, ознаменовавшего собой окончание коренного перелома в войне. Между двумя этими событиями — почти два года ожесточенной борьбы на Орловской земле, которая, в конце концов, увенчалась победой, ставшей прологом Великой Победы 1945 г.
…Осенью 1941 г. обстановка на советско-германском фронте была сложной. Немецкая армия, занимая выгодное оперативно-стратегическое положение, прочно удерживала стратегическую инициативу. Для достижения конечной цели блицкрига — захвата Москвы — командование вермахта стремилось к разгрому войск Западного направления, прикрывавших путь в Центральный промышленный район и к столице СССР. Главная роль в операции под кодовым названием «Тайфун» отводилась группе армий «Центр», насчитывавшей почти 75 дивизий численностью 1,8 млн человек, 1700 танков, свыше 14 000 орудий и минометов. Их действия поддерживал 2-й воздушный флот в количестве 1320 боевых самолетов.
С советской стороны в составе трех фронтов (Западного, Резервного и Брянского) насчитывалось 96 соединений, около 1,25 млн человек, 990 танков, 7600 орудий и минометов, 677 самолетов. Таким образом, немецкие войска на центральном участке фронта имели преимущество в живой силе в 1,4 раза, артиллерии — в 1,8, танках — в 1,7, самолетах — в 2 раза. На направлениях, где сосредоточивались основные ударные группировки врага, его численное превосходство оказалось еще более значительным.
Непосредственно на Орловском направлении должны были действовать 2-я полевая армия (генерал-полковник М. фон Вейхс) и 2-я танковая группа (с 6 октября — армия; генерал-полковник Г. Гудериан). Всего же войска двух армий ударной группировки немцев насчитывали около 400 тыс. человек и не менее 550−600 танков.
Войска 50-й (генерал-майор М.П. Петров), 3-й (генерал-майор Я.Г. Крейзер) и 13-й (генерал-майор А.М. Городнянский) армий, а также оперативной группы (генерал-майор А.Н. Ермаков) Брянского фронта на 1 октября 1941 г. насчитывали 25 стрелковых, 4 кавалерийские и танковую дивизии, 4 танковые бригады. Их поддерживали 6 артиллерийских полков и 2 гвардей¬ских минометных полка «катюш». В целом Брянский фронт насчитывал около 244 тыс. человек, не менее 100 танков и 300 боевых самолетов.
Утром 30 сентября танковая группа Гудериана, сосредоточившаяся на правом фланге группы армий «Центр» — на стыке войск 13-й армии и оперативной группы Ермакова, перешла в наступление.
Несмотря на ожесточенное сопротивление оборонявшихся частей 298-й стрелковой дивизии полковника М.Е. Ерохина и 55-й кавалерийской дивизии генерал-майора К.Г. Калмыкова, головной корпус Гудериана с помощью большого количества пикирующих бомбардировщиков к вечеру 30 сентября прорвался на глубину около 12 км. К исходу дня 1 октября оперативный прорыв 2-й танковой группы начал перерастать в стратегический.
За трое суток наступления группа Гудериана сумела продвинуться вперед более чем на 200 км. Уже днем 3 октября танки 35-го полка 4-й танковой дивизии вермахта ворвались в Орел и завязали уличные бои. Для ликвидации бреши в обороне Ставкой Верховного Главнокомандования (ВГК) было принято решение перебросить по воздуху две воздушно-десантные бригады из состава 5-го воздушно-десантного корпуса, дислоцированного в районе Тейково Ивановской области. Нужно было в короткие сроки перебросить свыше 6000 десантников с двумя боекомплектами боеприпасов и вооружением. Высадка всех войск была осуществлена за 12 часов. За это время каждый экипаж сделал по 3−4 вылета.
Один из батальонов 201-й воздушно-десантной бригады высаживался на аэродром Орла в тот момент, когда он был уже захвачен немецкими передовыми отрядами и находился в зоне артиллерийского огня, от которого загорались постройки, ангары, бензосклады. Десантники передового отряда под огнем с ходу вступали в бой с подошедшими передовыми частями противника. Немцы бросили против десантников большое количество танков, для борьбы с которыми почти не было противотанковых средств, кроме гранат и бутылок с горючей смесью и небольшого количества противотанковых мин.
Несмотря на героическое самопожертвование десантников и контратаку танкистов, к 17 часам 3 октября вражеские танки вышли к вокзалу и на высоты к северу от города. В последующие дни 24-й немецкий мотокорпус устремился к Мценску, а 47-й повернул в тыл войскам Брянского фронта. 6 октября пали Карачев и Брянск. При этом под удар попал расположенный близ Карачева штаб фронта, что окончательно нарушило боевое управление. В результате войска фронта оказались в тяжелом положении, многие соединения 3-й, 13-й и 50-й армий попали в окружение, из которого, понеся большие потери, смогли выйти только к 30 октября.
Однако эти жертвы не были принесены напрасно. В результате Орловско-Брянской оборонительной операции наступление немцев в направлении Брянск — Тула — Коломна и Глухов — Курск было задержано на 17 суток, что позволило подготовить оборону в районе Тулы и развер-нуть новые войска на Можайской линии обороны. Москва была спасена.
Затем последовали летне-осенняя кампания 1942 г., великая победа на Волге и общее наступление советских войск зимой 1943 г., в ходе которого были освобождены Курск и Ржев. На советско-германском фронте образовалось два выступа стратегического значения — удерживавшийся немцами орловский плацдарм, который они называли «кинжалом, направленным в сердце России», и Курский выступ, на котором находились советские войска.
При планировании летней кампании 1943 г. Ставка ВГК приняла решение перейти к преднамеренной обороне, укрепить Курский выступ, истощить пытавшиеся срезать его вражеские группировки и затем в ходе контрнаступления окончательно разгромить их. И вновь Орел оказался ареной ожесточенных сражений.
На орловском плацдарме противник укрепился давно и прочно. Он все еще рассматривался германским командованием как исходный район для нанесения удара на Москву. Здесь оно создало прочную оборону с развитой системой полевых укреплений. Главная полоса сопротивления глубиной 5−9 км состояла из сильно укрепленных опорных пунктов, которые соединялись траншеями и ходами сообщения. Перед траншеями были установлены проволочные заграждения и минные поля, прикрывавшиеся пулеметным и минометным огнем. В глубине обороны имелись промежуточные и тыловые рубежи. Они были оборудованы примерно так же, как и главная полоса. Одним из основных узлов вражеской обороны был Орел.
Ставка Верховного Главнокомандования к началу контрнаступления также сконцентрировала здесь крупные силы. В составе советских войск имелось около 1,5 млн человек, 2409 танков и самоходных артиллерийских орудий, свыше 21 тыс. орудий и минометов, свыше 3300 боевых самолетов. Тем не менее, разгром вражеской группировки требовал от советских воинов высокого боевого мастерства, колоссаль¬ного морального и физического напряжения.
Общий план Орловской операции, получивший условное наименование «Кутузов», заключался в том, что войска трех фронтов одновременно наносили удары с севера, востока и юга на Орел. Они должны были охватить вражескую группировку, рассечь и уничтожить ее по частям. Войска левого крыла Западного фронта (генерал-полковник В.Д. Соколовский) получили задачу наступать с севера. В ударную группировку фронта входила наиболее укомплектованная 11-я гвардейская армия генерала И.Х. Баграмяна. К юго-востоку от Западного фронта подготовились к наступлению войска Брянского фронта (генерал-полковник М.М. Попов). Они должны были прорывать оборону противника с востока. Войска Центрального фронта готовились наступать в общем направлении на Кромы. Им нужно было пробиться к Орлу с юга.
Утром 12 июля в полосе наступления ударных группировок Западного и Брянского фронтов была проведена мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Только на участке 3-й и 63-й армий Брянского фронта огонь одновременно вели свыше 4 тыс. орудий и минометов. За 15 минут до атаки войск Западного фронта бомбардировщики 1-й воздушной армии генерала М.М. Громова нанесли мощный удар по артиллерии и опорным пунктам противника. Вслед за бомбардировщиками на врага обрушились штурмовики. На направлении главного удара войск Брянского фронта авиационная подготовка проводилась 15-й воздушной армией генерала Н.Ф. Науменко. Перед самым началом атаки на позиции противника было сброшено более 3500 фугасных и осколочных бомб.
Первоначально немцы, подавленные огнем артиллерии и ударами авиации, не смогли сразу оказать упорного сопротивления. После двухдневных ожесточенных боев оборона 2-й немецкой танковой армии была прорвана на глубину до 25 км. Германское командование принимало срочные меры для усиления этой армии. Оно стало спешно перебрасывать с других участков фронта новые части и соединения, в том числе несколько танковых дивизий 9-й армии, что ослабило ее. Войска Центрального фронта получили хорошую возможность для перехода в контрнаступление. 15 июля они нанесли удар по орловской группировке врага с юга. Сломив сопротивление гитлеров¬цев, части советских войск через три дня полностью восстановили положение, которое занимали до начала оборонительного сражения на Курской дуге. К этому времени 11-я гвардейская армия Западного фронта продвинулась на юг до 70 км. Основные ее силы находились теперь в 15−20 км от населенного пункта Хотынец. Над важнейшей коммуникацией врага — железнодорожной магистралью Орел — Брянск — нависла серьезная угроза. Гитлеровское командование стало поспешно стягивать к участку прорыва дополнительные силы. Это несколько замедлило продвижение советских войск. Противник яростно контратаковал. Для того чтобы сломить возросшее сопротивление противника, командующий Западным фронтом ввел в сражение прибывшие из резерва Ставки 11-ю армию генерала И.И. Федюнинского, а затем 4-ю танковую армию генерала В.М. Баданова. Темпы наступления советских войск снова повысились.
Успешно продвигались к Орлу войска Брянского фронта. С ними взаимодействовали войска Центрального фронта, наступавшие на Кромы. К исходу 18 июля соединения 61-й армии охватили Болхов с севера и востока, находясь от него в 5−12 км. Войска 3-й и 63-й армий, используя ввод в сражение на их стыке 3-й танковой армии генерала П.С. Рыбалко, к исходу 19 июля прорвали тыловой оборонительный рубеж на р. Олешня и продвинулись западнее нее на 8−10 км. 3-я танковая армия в ходе прорыва понесла большие потери и не смогла развить удар на Кромы.
Лишь к исходу 27 июля войска Центрального фронта при поддержке авиации 16-й воздушной армии прорвали промежуточный оборонительный рубеж противника и продвинулись на 35−40 км.
Сухопутным войскам активно помогала авиация. Бомбардировщики и штурмовики обрушивали свои удары на вражеские опорные пункты. Советские летчики отважно вступали в бой с немецкими асами, проявляли высокое мастерство, мужество и героизм. Образец воинской доблести показал летчик-истребитель старший лейтенант А.П. Маресьев. Вернувшись на фронт после тяжелого ранения, в результате которого у него были ампутированы ступни ног, он продолжал самоотверженно бороться с врагом. В воздушных боях этот мужественный человек сбил три самолета противника. За образцовое выполнение заданий командования А.П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с советскими летчиками сражались летчики французской эскадрильи «Нормандия». В ходе боев за Орел пилоты этой эскадрильи сбили 17 немецких самолетов, правда, потеряли шесть своих летчиков, включая командира эскадрильи майора Ж.-Л. Тюляна.
Усилили свои удары по оккупантам партизаны Орловской и Брянской областей. Они нападали на вражеские гарнизоны, автоколонны, перехватывали железные и шоссейные дороги. В ночь на 21 июля партизаны взорвали на железных дорогах в тылу орловской группировки врага более 6 тыс. рельсов.
Немецкое командование, раздраженное неудачами на фронте, требовало удерживать позиции до последнего человека. Многие командиры снимались с должностей и заменялись другими. Был снят с занимаемого поста командующий 2-й танковой армией генерал Р. Шмидт. Его место по совместительству занял командующий 9-й армией генерал Модель, славившийся в немецкой армии как «лев обороны». Но и «льву» удержать укрепленные оборонительные рубежи не удалось. Инициатива оставалась за советскими войсками. Они наращивали силу ударов и не давали врагу передышки ни днем, ни ночью. В ночь на 4 августа части советских войск ворвались на улицы города. Начались упорные бои за каждый дом, за каждый квартал. На рассвете 5 августа Орел был полностью очищен от оккупантов. В боях за освобождение города отличились многие бойцы и командиры. Только в одной 380-й дивизии были награждены орденами и медалями свыше 200 человек. В 24 часа 5 августа 1943 г. в Москве в честь освободителей Орла и Белгорода был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют.
Оккупация нанесла городу большой ущерб. Были разрушены все предприятия, взорваны мосты и электростанции, выведены из строя водопровод и трамвайные пути. Уничтожены более 2200 жилых домов, 33 учебных заведения, 19 лечебных учреждений, вокзал и железнодорожный узел, телефонная станция, учреждения культуры, школы, магазины, детские сады. Орел вошел в число 15 русских городов, наиболее пострадавших во время войны. Их первоочередное восстановление было определено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 1 ноября 1945 г. И Орел возродился из пепла и руин современным прекрасным городом.
Указом Президента РФ от 27 апреля 2007 г. Орлу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Материал подготовлен Агентством «Военинформ» Министерства обороны РФ
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим...
Это нужно — не мертвым!
Это надо — живым!
/ Роберт Рождественский/
Подборка материала по городам-героям и воинской славы
Подпишись на канал, чтобы быть с нами