Найти тему
Augustin Sokolovski

Богооставленность. Великая Среда

БОГООСТАВЛЕННОСТЬ

Слово в Великую Среду

иерей Августин Соколовски

На улице великого города,

который духовно называется Содом и Египет,

где и Господь наш распят.

(Апокалипсис 11,7)

В эти святые дни забота Святой Церкви направлена на то, чтобы оберегать свою паству, ограждая ее от всяких недоумений. Приходится слышать, что Господь Иисус, испытывая богооставленность после Своего Входа в Иерусалим, дал нам пример того, как ограждать себя от святыни. Это серьезная догматическая ошибка.

Господь действительно испытал богооставленность. Но испытал ее на Кресте. Вся Его жизнь была наполнена присутствием Божиим. Слова Небесного Отца – «Сей есть Сын мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение» - были слышны и в самом начале проповеди Господа, во время Крещения (Мк.1,11), и перед самым ее завершением, во время Преображения (Мк.9,7), являются библейским свидетельством того, что благодать Божия и Дух Святой почивали на Нем в преизбытке. Господь Иисус был исполнен силы и славы, и благословения.

Именно поэтому Господь мог исцелять, очищать, и, что невероятно важно, мог прощать грехи и воскрешать мертвых. Даже перед самым Своим Страданием, когда воины пришли изолировать Его от учеников, взяв Его под стражу, они «отступили назад и пали на землю», как только услышали Его голос (Ин.18,6). В Гефсиманской Молитве, когда все безгрешное человеческое естество Господа ужасалось и трепетало перед грядущей смертью, вера и молитва, и Ангел Божий укрепили Его. «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк.22, 43-44).

Наш славный Господь Иисус, Возлюбленный Сын Отчий, Мессия Христос, веруя Отцу Своему и молясь за распинающих, всегда был исполнен Царства, и Силы, и Славы, и …. Веры. Верою Его мы спасены. Раною Его мы исцелились (Ис.53,5).

На Кресте Господь испытал то, что должен был бы испытать каждый из нас людей. Ту богооставленность, которую, признаемся себе в этом, испытываем мы в нашей жизни – в наших страхах и в наших депрессиях, в нашей панике и в нашем унынии - но которая, ни в малейшей степени, не может сравнится с той Богоставленностью, которую Господь наш тогда уже взял на Себя. Страшную, горькую, проклятую, адскую пустоту богооставленности, которая пронзила Его, Повешенного на Кресте. На Него был возложен Грех Мира. Солнце померкло. И не могло смотреть на это страшное великолепие человеческого греха, убившее Бога.

Приближаясь к этому Великому Дню Крестной Смерти Господа Иисуса, мы вспоминаем и том, кто был рядом с Господом, и кого Господь любил. Кто предал и продал Господа Иисуса. О нем, этом человеке, много говорят богослужебные тексты, о нем много фантазирует человеческая мысль. Но, наверное, мы никогда не были так близки к пониманию того, кем же был на самом деле Иуда Искариот.

Иуда был подлинно религиозным человеком … перед лицом самого себя и в глазах мира. Он верил, имел убеждения, ценности. Но совершенно забыл о том, что Бог Авраама, Исаака, и Иакова, есть Бог, Зовущий за Собой. Требующий безответности. Бог доверяющий и спонтанный. Тот, кто застает нас врасплох.

В моменты кризиса - во всеобщей Истории и в личной Биографии - там, где, как кажется, все максимально упрощено и решено за нас без нас, Господь стоит рядом. Он ждет нашего выбора. Испытывает, не отречемся ли. Не приведем ли - во оправдание своей собственной, личной или коллективной боязни и справедливых опасений - подлинные Религиозные Аргументы. Не сошлемся ли мы во оправдание нашей собственной богооставленности на Его бесконечный великий Пример. Пример Великого Страдальца, Грядущего на Вольную Страсть.

Господь жаждал принести нам искупление. Жаждал исполнения Писаний. «Зная, что все уже совершилось, он сказал: «Жажду!» (Ин.19,28). Эта жажда спасения человеческого рода была подлинным свидетельством, что даже в Своей богооставленности Господь Иисус не был оставлен. Аминь.