Найти тему
Азбука Семьи

Почему дети капризничают? 5 - топ причин, и «работа над ошибками» для родителей.

"Не хочу!", "Не буду!"- капризы ребёнка или ошибки взрослых?
"Не хочу!", "Не буду!"- капризы ребёнка или ошибки взрослых?

Капризных детей не бывает. Для ребёнка проблемное поведение (крик, плач, истерика) – это Послание взрослым, он просто хочет чтобы его Услышали, Поняли, Полюбили. А мы этого делать не хотим или не умеем.

Все детские капризы создаём мы сами – Взрослые. «Мудрые» бабушки всегда на стороне «капризули», и потакают ему во всём. «Молодые» родители считают, что дети их «специально заводят» и наказывают за непослушание. Учителя настаивают на полном им подчинении и не терпят иного от учеников.

Что же такое Каприз? Кто прав? Кто виноват? Разберёмся.

С точки зрения психологии: Каприз [лат. сарга — коза], это особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании.

Выделяют 5 основных причин детских капризов:

1. Проблемы со здоровьем, дискомфорт (физический или психологический) (душно, холодно, тошнит, ноет живот, болит голова, мама ушла, папа ругает), и часто ребёнок просто не может сказать об этом словами, поэтому будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт непоследовательно или эмоционально.

Особенно сильно дети реагируют на «угрозу привязанности». Может быть, мама больше внимания уделяет младшему братику или папа перестал читать сказки на ночь?

Достаточно часто запросы родителей не соответствуют задачам возраста. Нет смысла заставлять трёхлетнего ребёнка учить буквы, если он сам "не рвётся в бой". Подростку гораздо полезнее общаться с ровесниками, чем ходить с бабушкой в театр.

Из опыта: «Как только в школе намечалась контрольная работа, перед выходом из дома дочь начинала плакать и жаловаться, что у неё болит живот (в другие дни всё было прекрасно). Сначала родители решили, что она специально «отлынивает» и отправляли дочь в школу, но «болезнь» не проходила, и пришлось обратиться к врачам, которые подтвердили «соматическую зависимость» больного живота от боязни получить «плохую оценку»».

Что делать? Любите своего ребёнка, чаще его обнимайте и говорите о своей любви, и его поведение обязательно изменится. Внимательно следите за состоянием здоровья ребёнка и лечите при необходимости, переключайте от боли на позитивные и развлекательные действия, больше разговаривайте, играйте, читайте книги, смотрите фильмы.

2. Нарушения в воспитании детей. Основных нарушений всего два: разрешительный тип воспитания (ребенок практически не знает слова «нельзя», любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест) или запретительный тип (ребенок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает протестовать). Самое губительное для ребёнка, если нет уравновешенности в сочетании обоих нарушений (родители воспитывают в строгости, а бабушка - позволяет всё). Бывает, что с мамой и бабушкой капризы непрерывны, но как только приходит папа с работы – ребёнок «само послушание».

Из опыта: «Однажды внучка мне говорит: «Ты не добрая бабушка, вот у маминой мамы мы целый день смотрим мультики и играем на компьютере, а ты заставляешь читать и убирать за собой». Я расстроилась и решила быть доброй, пока не узнала, что другой бабушке внучка говорит, что та не добрая, потому что мало с ней гуляет на детской площадке. Пришлось нам, бабушкам договариваться о том, как быть не только добрыми, но и учить нашу любимицу домашним делам и буквам ».

Что делать? Выработать общие семейные принципы воспитания детей в семье и следовать им.

3. Внутрисемейная дисгармония, напряжённые отношения в семье.

Нам только кажется, что наши взрослые ссоры не касаются детей. Для детей – семья, это их зона комфорта, остров любви и взаимопонимания, они остро чувствуют, когда мама злится на папу, а бабушка нервничает, после «разборок с невесткой». В этом случае ребенок испытывает страх, что близкие для него люди поссорятся между собой и покинут семью, а значит и его. Особенно плохо, если дети начинают считать себя виноватыми в конфликтах. В действительности ребенок своим поведением пытается повлиять на сближение родных, восстановить баланс радости в семье.

Сильнейшим образом отражается на поведении детей нервное истощение родителя (депрессия, усталость, кризисы) . В этом случае начните со своего здоровья, направьте все силы на его восстановление.

Из опыта: «Папа пришёл с работы поздно, мама расстроена, и пытается повлиять на мужа, призывая к ответственности: «Тебе плевать на меня и детей, ты даже молоко забыл купить, утром дети не поедят кашу». Дочь начинает плакать: "Не хочу молока, не буду кашу!". Пришлось долго её успокаивать и на завтрак готовить омлет».

Что делать? Разбираться в своих взрослых конфликтах самостоятельно, в любых ситуациях оставаться добрыми друзьями, не ссориться в присутствии детей, не делать их виновниками внутрисемейных ссор.

4. Внешние (внесемейные) проблемы (во дворе, школе, садике).

Довольно часто о таких проблемах родители не догадываются, а дети сами не решаются их озвучить. Иногда ребёнок приходит из садика заплаканным, не дружит с одноклассниками, не хочет идти на музыкальные занятия. Вполне возможно его унижает учитель, не даётся учёба или обижают в классе?

Из опыта: «Внучка приходит из школы грустная, уроки не делаются, игры не играются. Осторожно выясняю, как дела в школе. «Мы бедные - говорит она, меня обзывают. » Оказывается, все дети обедают за деньги, а внучка бесплатно (по льготе для многодетных семей). Пришлось поговорить с учительницей продлёнки, чтоб она перед обедом не повторяла фразу при всех детях: «для тебя обед бесплатный». Кстати, молодая учительница всё быстро поняла и проблема рассосалась».

Что делать? Наблюдать за сменой детского настроения, выявлять причины и не бояться менять среду, которая мешает ребёнку развиваться. Ваша задача – уточнить причину плохого настроения ребёнка, поговорить с учителем, и, может быть, забрать ребенка из негативной для него среды. Иногда, дети, почувствовав вашу поддержку и готовность их защищать, самостоятельно начинают справляться с проблемой.

5. Игнорирование детской самостоятельности.

Классический детский призыв - «Я сам!» Это не каприз, а потребность признания их самостоятельности, попытка развития, которую мы на корню губим своими «нельзя», «можно будет, когда подрастёшь» и прочими взрослыми отговорками. Нам просто некогда, лениво, боязно отдавать детям право на их собственный опыт и ошибки. Наша задача научить, показать, как правильно что-то делать, и конечно, наблюдать за безопасностью.

Из опыта: «Я повела внучек на тренировки по фигурному катанию, старшая завязывает шнурки на коньках самостоятельно, младшая пытается тоже. Шнурки завязываются плохо, пытаюсь помочь, увещевая внучку: «Мы опоздаем на разминку, нас будут ругать». Младшенькая начинает плакать, шнурки всё никак не завязываются, на разминку мы опаздываем. Ну что за глупая бабушка, попалась моей внучке? Неужели не могли выйти из дома пораньше, или поучиться завязывать шнурки дома заранее? ».

Что делать? Не бояться детской самостоятельности, не жалеть своего времени на обучение и совместные «первые шаги». Если у ребёнка что-то не получается лучше сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом показать, как правильно всё сделать.

Капризы детей - это ошибки взрослых, помните «Правило самолёта»:

«В случае разгерметизации салона сначала наденьте кислородную маску на себя, затем на ребенка», если вы не сможете нормально дышать, ребенку никто не поможет.

Будьте счастливы! Берегите себя и близких! Любите детей!

Надеюсь, ваши дети не капризничают? Поделитесь в комментариях – обсудим…

Если статья была полезной, ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал. Спасибо!