Открывая книгу "Ангрон Раб Нуцерии", сразу бросается в глаза начало перечня действующих персонажей: Ангрон — Примарх Пожирателей Миров. Есть уже известные персонажи: библиарий Вориас, легионер Делвар и, конечно же, Кхарн.
Что объединяет Раба Нуцерии и Примарха Пожирателей Миров? На этот вопрос отвечает Иэн Сент-Мартин.
Осторожно, возможны незначительные спойлеры
Трагедия состоит в том, что Владыку Красных Песков забрали с родного мира насильно, лишив возможности принять смерть рядом с братьями. Император в глазах Ангрона — очередной узурпатор, который желает хлеба и зрелищ.
Легионеры не поладили с новым командиром: пытавшиеся найти точки контакта погибли. Успеха добился только Кхарн. Ангрон принял легион Псов Войны и переименовал в Пожирателей Миров — в честь возглавляемой нуцерийской банды Пожирателей Городов.
Терзаемый внутренними противоречиями, Ангрон приказывает создать аналог мозговых имплантов и вживить каждому. Многие согласились: только так можно стать ближе к примарху.
Что мешало Псам Войны отказаться от строптивого командующего и притащить его за шиворот к Золотом Трону? В принципе, ничего. Вот только легион был бы полностью расформирован по примеру ll и Xl с последующим вычёркиванием из летописи Империума.
Потому внутренние проблемы решаются самостоятельно: Гвозди Мясника или позор!
Импланты продуцируют нескончаемую боль, заглушить которую может лишь кровавая резня. Первое в книге упоминание о пользе всплывает после провала операции на Генне: Ангрон ставит в пример нуцерийских гладиаторов, вместе с которыми был поднят мятеж и свергнуты правители за 31 час. Бунтовщики вооружились камнями и палками, при этом в их головах пылали Гвозди.
А легионеры с болтерами и цепными топорами не справились с приведением мира к согласию за то же время. Позор!
Тем временем неудачные попытки создания устройства губят одного легионера за другим, но это не самое страшное: число желающих получить Гвозди с каждым днём растёт, и приверженцы старых традиций упорно сопротивляются.
Параллельно нарастающим противоречиям между сторонами Иэн Сент-Мартин рассказывает о прошлом Ангрона и завершает победоносным штурмом Генны. На этом заканчивается существование Псов Войны, чтящих воинские традиции, и начинается история Пожирателей Миров, безумных кровожадных берсерков.
В книге нет оглавления, при этом она разделена на несколько частей.
Пролог, "Три дня"
Краткое вступление, задающее темп произведению. Читатели, знакомые с произведением Аарона Дембски-Боудена "Предатель", помнят фрагмент, где рассказывается о попытке вживления Гвоздей Мясника псайкеру. Результат крайне разрушительный: бесконтрольная мощь, усиленная яростью имплантов, породила огненный смерч, разрушивший всё за несколько секунд.
Идею раскрыл автор в прологе, детально описав процесс вживления усилителей библиарию Иокару.
Часть первая, "Тридцать один час"
На фоне планетарной резни описываются воинские традиции, ярко прослеживается стык ритуалов Псов Войны и Пожирателей Миров.
Верный традициям легион высаживается на Генну для приведения мира к согласию. Автор описывает наступление: не бегут на врага, а идут пешком, попутно о чём-либо рассуждая и посмеиваясь — крадутся подобно охотничьим псам. Затем хищников спускают с цепей и те бросаются в атаку.
Провал карается лично примархом: плетение узлов, а также децимация — казнь каждого десятого солдата. Ангрон приходит в ярость и попадает под Песнь Гвоздей, уничтожая легионеров.
Автор описывает рождение Единства, сущности, сопровождающей XII легион. И плавно переходит к инструменту, через который раскрывает прошлое — сущность псайкера прицепилась к сознанию примарха.
Часть вторая, "Забытые Истины"
Ангрон подвергался тяжелейшим испытаниям в гладиаторских ямах: его пытались утопить в кислоте, стравливали с ведьмами, накачивали наркотиками и скармливали пустынным червям.
А потом получил Гвозди.
Параллельно набирает обороты сговор против примарха, так как попытки создания рабочего образца имплантов завершились успехом.
Часть третья, "Молот и Гвозди"
Первым получает мозговые импланты Кхарн — преданный сын и личный советник Ангрона. Противостояние заговорщиков и сторонников Ангрона завершается на Генне у цитадели владык.
Эпилог, "Думы Мясника"
Автор завершает роман повествованием от лица Кхарна в далёком будущем. Он несётся по улицам, одержимый жаждой крови, в поисках черепов для нового покровителя, обращая внимание только на сообщения по воксу вроде "Кхарн, мы нашли ещё".
Без сомнения, книга является лучшей в серии "Примархи": вдоволь динамики и диалогов, не заставляет скучать и читается на одном дыхании. Участь Ангрона не завидная: лишился всех преимуществ примарха после вживления Гвоздей, да ещё и забрали принудительно с Нуцерии.
После прочтения остаётся сожаление, что Император не поступил благоразумно и загубил уже сломленного сына, превратив его из разъярённого берсерка с машиной боли в голове в потенциального предателя.
Сюжет отдалённо напоминает фильм "Варкрафт": орки, придерживающиеся традиций предков, сопротивляются скверне, которую навязчиво насаждает неформальный лидер орды Гул'Дан.
В романе почти то же самое, но вместо скверны Гвозди, и в обоих случаях заговорщики терпят поражение.
Из отрицательных моментов стоит отметить желание издательства сэкономить на цветном принтере: момент, когда Кхарн попал под действие Гвоздей в русскоязычном издании представлен чёрными страницами. В англоязычном — красными, что логично, ведь легионер впал в кровавую ярость, а не потемнело в глазах.
Книга интересна как поклонниками Пожирателей Миров, так и питающим симпатии к другому легиону. Не перегружена событиями и легко читается. Потому займёт достойное место на полке фаната вселенной Warhammer 40 000.