Найти в Дзене
Блог Доцента

Что ждет наше образование?

Каким путем будет развиваться система и образовательные технологии будущего? Этот вопрос мы анализируем как с точки зрения самих образовательных возможностей, так и трансформации смежных сфер, обеспечивающих интенсификацию ее развития. Один из трендов образования – это уход в онлайн. Важно понимать, что в настоящее время огромное количество образовательных программ в мире уже давно реализуется онлайн. Объем рынка образовательных услуг, реализуемых в дистанционной форме ежегодно растет гигантскими темпами.  Что же происходило с системой дистанционного образования в мире? Немного истории. Считается, что педагог и изобретатель Объединенного королевства Исаак Питман являлся идеологом системы дистанционного обучения, который еще в 1840 году начал обучать студентов стенографии путем отправки писем. Его идею подхватили другие педагоги по всему миру экспериментируя с технологиями организации обучения на расстоянии. Великобритания, считаясь основоположником дистанционного обучения, пожалуй акти

Каким путем будет развиваться система и образовательные технологии будущего? Этот вопрос мы анализируем как с точки зрения самих образовательных возможностей, так и трансформации смежных сфер, обеспечивающих интенсификацию ее развития.

Один из трендов образования – это уход в онлайн.

Важно понимать, что в настоящее время огромное количество образовательных программ в мире уже давно реализуется онлайн. Объем рынка образовательных услуг, реализуемых в дистанционной форме ежегодно растет гигантскими темпами. 

Что же происходило с системой дистанционного образования в мире? Немного истории.

Считается, что педагог и изобретатель Объединенного королевства Исаак Питман являлся идеологом системы дистанционного обучения, который еще в 1840 году начал обучать студентов стенографии путем отправки писем. Его идею подхватили другие педагоги по всему миру экспериментируя с технологиями организации обучения на расстоянии.

Великобритания, считаясь основоположником дистанционного обучения, пожалуй активнее всех занималась развитием новых технологий, позволяющих сделать знания более доступными. Именно там в 60 годы прошлого века Открытым Университетом была представлена концепция новых форм организации обучения с использованием дистанционных технологий. Акцент был сделан на предоставление возможностей для обучения граждан, проживающих в разных концах света.

В конце 60 годов к процессу подключились США, Франция и другие европейские государства увидевшие новые возможности для развития образования.

Новые технологии в образовании получили свое динамичное развитие в 80 годы, когда бизнес увидел для себя новые точки роста и стал активно инвестировать в развитие инфраструктуры, создавать инновационные образовательные стартапы.

В нашей стране система дистанционного обучения берет свое начало с 1917 года, когда начала внедряться система заочного обучения. Красочным примером дистанционных технологий в России явилась школа изучения иностранных языков «ЕШКО», начавшая с 1993 года обучение с использованием кассет.

В настоящее время рынок онлайн образования растет гигантскими темпами.

По данным журнала Forbes общий объем рынка образования в 2019 году в России составлял 1,8 трлн рублей, доля онлайн образования занимала 1,1% (20,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают увеличения рынка до 2 трлн рублей с заметным ростом доли онлайн образования, которая, по мнению экспертов, достигнет уже 2,6% (53,3 млрд рублей). Существуют и более смелые прогнозы в соответствии с которыми объем онлайн услуг может увеличиться до 8-10%

Каким будет образование будущего? Чего ждать в среднесрочной перспективе?

1.       Образовательные программы существующие сегодня в офлайн (традиционные) и онлайн форматах будут максимально оцифрованы и будут реализовываться на базе современных программных продуктов позволяющих упростить многие функции педагога и оградить его от излишней включенности в операционный процесс;

2.       Образовательный процесс неминуемо движется в сторону внедрения новых, включая интерактивных форм обучения, позволяющих сделать процесс обучения более простым, творческим и практикоориентированным;

3.       Повысится качество контроля и оценивания результатов обучения;

4.       Появятся возможности повышения ценности образования интегрируя в учебные курсы блоки узких высококвалифицированных экспертов;

5.       Использование технологий чат бота, которые сегодня широко используются в сфере продаж, позволит повысить скорость обмена информацией и решать ряд задач, связанных с организацией процесса обучения (ответы на вопросы клиентов, запись на курсы, оплата, выдача образовательных, отчетных, финансовых и пр. документов ).

Выводы. Что ждать?

  • Неизбежности трансформации профессии педагога, который должен будет обладать множеством дополнительных (к основной педагогической специализации) компетенций (быть продвинутым пользователем, креатором, стратегом, иметь представление о способах продвижения образовательных услуг в сети интернет, обязательно иметь навыки комьюнити и др.);
  • Появление новых профессий на стыке образования и информационных технологий;
  • Развитие технологий и новых компетенций у специалистов сферы образования в итоге выведет процесс образования на новый качественный уровень, а у потребителя таких услуг будет гораздо больше возможностей и выбора.

Вытеснят ли технологии дистанционного образования традиционную форму? Исчезнет ли «живое» общение из процесса обучения?

Ответ не очевиден, но точно не вытеснит, а «живое» общение не исчезнет! Хотя соотношение безусловно изменится – это как в окружающей нас жизни: сетевых магазинов с недорогими продуктами много, но всегда есть место любимым магазинам с более высоким средним чеком, но в то же время, с более высоким качеством продукта и «живым» общением со знакомым нам продавцом!

В рамках наших авторских программ, связанных с профессиями будущего мы не только помогаем сделать правильный выбор профессии, но и часто устраиваем с подростками и их родителями дискуссионные площадки по вопросам: «Каким мы видим будущее (в заранее выбранной нами сфере профессиональной деятельности, например) в образовании».

 Поделитесь в комментариях своим видением образования будущего и к чему нам готовиться в ближайшее время.

Ваш «лайк» поможет увидеть этот материал другим заинтересованным читателям.