Найти тему
Энциклопедия Кино

Греческий провокатор Йоргос Лантимосе

После выхода в прокат «Фаворитки», получившей десять номинаций на «Оскар», но взявшей награду лишь за лучшую женскую роль, об одном из главных европейских режиссёров – Йоргосе Лантимосе – заговорили все. Давайте посмотрим , откуда начинал творческий путь греческий постановщик, и по каким законам работает его «странное кино».

-2

Лантимос, родившись в 1973 году в Афинах, по окончании школы изучал бизнес и поигрывал в баскетбольном клубе Pagrati B.C., следуя по стопам отца – профессионального баскетболиста. На волне развития в стране экспериментального искусства, будущий постановщик поступил в греческую школу кино и телевидения на режиссёрский факультет. После множества клипов, различных короткометражных и экспериментальных постановок, в 2005 году он с группой друзей и без бюджета снял «Кинетту» – первый полноценный полный метр, если не считать фильм «Лучшие друзья», который сложно найти в интернете.

-3

Максимально странная история про ребят, воспроизводящих и снимающих на камеру различные сцены убийств, не обрела поддержки у массового зрителя. Отсутствие «сюжета» как такового, съемки на ручную камеру, актёры, играющие в собственной одежде – дают в итоге андерграундное кино. О замысле можно лишь догадываться: то, что делают персонажи, можно интерпретировать как стремление к смерти – даже вне съемок преступлений Девушка – имён у героев нет – представляет, как её кто-то душит.

-4

Так или иначе, в 2009 году в новой ленте Лантимоса камера обретает спокойствие, а повествование складывается в пусть и тоже сюжетно странную, но понятную историю.

Мать, отец, две взрослые дочери и сын. Частный дом, окружённый высоким забором. За пределы участка детям выходить нельзя, а из посторонних во владения может заходить лишь молодая девушка, удовлетворяющая сексуальные потребности сына, а иногда и дочери. Выбраться в большой настоящий мир дети могут только в одном случае – если у них выпадет клык. «Клык» - так и называется эта циничная и жестокая кинолента.

У Лантимоса вышла очень злая и едкая сатира на семейные ценности и методы воспитания, когда детей держат в заточении и учат странным правилам. Женский половой орган здесь называют клавиатурой, зомби – цветочками, а пролетающие над домом самолёты считают игрушечными. Не забываем, что грек ранее занимался экспериментальным искусством и любит абсурд, поэтому его работы отличаются специфическими техническими приёмами и высоким уровнем условности. Например, это и неестественные, механистические диалоги, звучащие в последующих фильмах постановщика, и странные ракурсы, которые берёт камера.

Хулиганство режиссёра доходит до такой степени, что человека – ребёнка, подростка или юношу(девушку) – сравнивают с собакой. В откровенных постельных сценах «дети» не чураются облизывать друг друга, как наши четвероногие друзья, а кошка, случайно забредшая на участок дома, считается врагом. Как говорит один из персонажей фильма, «Собаки подобны глине, и наша задача – вылепить из них форму. Каждая собака ждёт от нас, чтобы ей показали, как надо вести себя».

-5

«Клык» получил награду на Каннском кинофестивале, а также был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, сделав фамилию постановщика заметной для массового зрителя. Спустя 2 года Лантимос вернётся на экраны с новой картиной.

-6

«Альпы» - секретное общество, члены которого, назвав себя в честь альпийских вершин (например, Монблан), заменяют собой умерших людей, общаясь с их родственниками. Главная героиня картины – медсестра – предлагает услуги семье, чью дочь видела в больнице незадолго до смерти. В какой-то момент «роль» начинает её поглощать.

-7

Здесь видится отсылка к немецкой мифологии, согласно которой «альп» – дух недавно умершего родственника, и чаще всего – демон. Возможно, персонажи фильма и являются демонами, превращающих живых и мёртвых людей в набор привычек, совокупность информации и фактов, зарабатывая на этом деньги.

-8

«Альпийская» жизнь, которую ведут персонажи, постепенно вытесняет настоящую, которая и до этого не блистала интересным содержанием. Режиссёр, как и в «Клыке», создаёт особенную среду для персонажей и нестандартную историю, чтобы раскрыть интересующие его темы своим «лантимосским» способом.

-9

«Альпы» не достигли того успеха, какого добился «Клык», но взяли приз за лучший сценарий на венецианском фестивале. Так или иначе, многие ждали новых откровений от неугомонного грека, и в 2015 году он выловил «Лобстера».

-10

В антиутопичном будущем, похожем на миры сериала «Чёрное зеркало», одинокие люди отправляются в Отель, где должны найти себе пару в течение 45 дней; в ином случае либо их превращают в животных, либо они вступают в общество Одиночеки прячутся от расстрела в Лесу. Главный герой – архитектор Дэвид (Колин Фаррелл) – в случае неудачи в поисках партнёра решает превратиться в лобстера,ведь лобстеры живут дольше 100 лет, у них голубая аристократическая кровь, а также они способны дать потомство.

-11

Смешная и трагичная, чудная и циничная лента режиссёра, которую он снял после переезда в Британию, посвящена проблемам одиночества и тотальной невозможности понять другое существо. Театральные этюды, которые наблюдают узники отеля, как бы намекают, что настоящие и доверительные отношения между мужчиной и женщиной могут существовать только на сцене, в вымышленном и искусственно созданном мире. Или в кино. А любые попытки завести отношения – лишь желание увидеть в другом человеке себя, приводящее порой к жёсткому (а у Лантимоса на грани безумия) изменению и обязательно лжи.

-12

Согласно клише антиутопий, главный герой, недовольный системой, рано или поздно восстаёт против неё. Так, персонаж Фаррелла после несчастного случая, произошедшего в Отеле, бежит в Лес, где присоединяется к Одиночкам. Но он не может смириться с царящей там тоталитарной системой.

«Лобстер» – первая картина Лантимоса на английском языке с голливудскими звёздами и приличным бюджетом. Из отличительных черт – естественное освещение в большей части сцен, классический саундтрек, минимальное количество грима на актёрах. Уже привычные холодные оттенки цветов заполняют выверенные кадры. Фильм получил несколько наград на Каннском кинофестивале, а также номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и на «Золотой глобус» - за актёрскую игру.

Меченый из «Сорвиголовы» вновь исполнит главную роль в «Убийстве священного оленя» – предпоследней на данный момент работе Лантимоса.

«Стерильный» дом, «стерильная» жизнь, «стерильная» семья – словно хирургический кабинет – безэмоциональный, холодный мир картины издалека снимает широкоугольная камера, лишь изредка приближаясь к персонажам. Лантимос признаётся в любви к Кубрику, с которым его часто сравнивают.

-13

Кардиохирург Стивен после сложной операции на сердце мало общается с женой (Николь Кидман) и детьми – вместо этого он всё чаще видится с юным парнем Мартином – именно его отцу он делал операцию, и исключительно по вине доктора всё окончилось летальным исходом.

-14

Название «Убийство священного оленя» перекликается с мифом об Ифигении, которую её отец должен принести в жертву за убийство оленя, принадлежавшего богине Диане. Персонаж Колина Фаррелла, подобно отцу Ифигении, вынужден сделать сложный выбор и ответить за совершенный им проступок.

-15

Открывающая картину операция на сердце была снята в настоящем госпитале и с настоящим сердцем. Её можно соотнести с тем, что делает со зрительскими умами Йоргос Лантимос – без лишнего морализаторства он вскрывает наши болезни и пороки, но исход операции неизвестен – примем ли мы эту критику и сатиру на общество и человека?

-16

Несмотря на более понятную для зрителя историю, тяготеющую к триллеру и хоррору, некоторые, как и в случае с Лобстером, не приняли работу постановщика, назвав фильм мёртвым и чересчур холодным: «визуально изобретательный и технически крепко скроенный, фильм остаётся похороненным в гробу трупом». Тем не менее, для того смысла, который заложен в фильме, такой стиль киноповествования как нельзя кстати.

И наконец, «Фаворитка» — исторический фильм режиссёра Йоргоса Лантимоса по сценарию Деборы Дэвис и Тони Макнамары. Картина является совместным производством Великобритании, Ирландии и США. Фильм, действие которого происходит в Англии в начале 18-го века, рассказывает историю взаимоотношений двух двоюродных сестёр — Сары Черчилль, герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл Хилл (Эмма Стоун), которые соперничают за право быть фавориткой королевы Анны (Оливия Колман). Съёмки проходили в Хэтфилд-хаусе в Хартфордшире и во дворце Хэмптон-Корт в Суррей с марта по май 2017 года.

-17

Международная премьера состоялась 30 августа 2018 года на 75-м международном Венецианском кинофестивале, где фильм завоевал премию Большого жюри и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Колман). Фильму сопутствовал кассовый успех: при бюджете в 15 млн долларов общемировые сборы достигли 95 млн долларов.

-18

Фильм заслужил всеобщее признание среди критиков, которые высоко оценили сценарий, режиссуру, актёрскую игру, работу оператора, дизайн костюмов и музыку. Картина получила множество наград и номинаций. «Фаворитка» удостоилась десяти номинаций на премию Оскар-2019, сравнявшись по данному показателю в списке номинантов с фильмом «Рома». Фильм также выиграл семь главных наград BAFTA (в том числе «Лучший британский фильм» и «Лучшая женская роль второго плана» для Вайс) и десять наград Премии британского независимого кино. За исполнении роли королевы Анны Колман получила «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA в категории «Лучшая актриса». Американский институт кино включил «Фаворитку» в список 10 лучших фильмов 2018 года.