Найти тему
10,5K подписчиков

Как научить детей медиаграмотности. Советы экспертов

197 прочитали

В последние десятилетия с развитием технологий информационный поток стал настолько мощным, что способен поглотить даже человека подготовленного. Поэтому очень важно вовремя дать детям некий инструмент, который поможет ориентироваться в медиапространстве, и научить им пользоваться. О том, как и в каком возрасте это лучше делать, читайте в нашей статье. 

В последние десятилетия с развитием технологий информационный поток стал настолько мощным, что способен поглотить даже человека подготовленного.

Начинайте как можно раньше

Психологи утверждают, что дети младше 7-8 лет из-за когнитивных барьеров не способны разглядеть истинный смысл рекламы, поэтому их до последнего времени даже не пытались обучать медиаграмотности. Но, по мнению Фэйта Рогова, основателя и президента американской Национальной ассоциации обучения медийной грамотности (National Association for Media Literacy Education / NAMLE), начинать нужно именно с раннего детства: 

Гораздо легче помочь ребенку развить правильные привычки, связанные с медиапотреблением, анализом информации и ее осмыслением, в раннем возрасте. Объясните ему, в чем разница между рекламной версией продукта и самим товаром. Может быть, это один из способов сломать когнитивный барьер. В конце концов, может быть, ваш ребенок только покажет кулачок этой несправедливой, липкой и несъедобной реальности.

Многие вещи детям проще усваивать через игру. Устройте с ребенком соревнование, кто первым угадает, что продает рекламный ролик на телевидении. Развивать критическое мышление, по мнению преподавателя медиаграмотности, докторанта Джиммеки Андерсон, можно, совместно рассматривая иллюстрации в книге. При этом взрослый должен постоянно спрашивать, к примеру, какого цвета медведь, куда он идет, что собирается делать. 

Говорите об информационной безопасности

У Яна О'Бирна, бывшего учителя начальных классов, занимающегося вопросами цифровой грамотности, двое детей – 9-летний сын и 4-летняя дочь. В 2019 году О'Бирн совместно с еще пятью родителями провел исследование на предмет информационной безопасности в интернете. Это действительно очень серьезная тема, ведь даже взрослые не совсем понимают, что происходит с их персональными данными в сети.

К моменту написания статьи результаты исследования О'Бирна и его сподвижников еще не были опубликованы, однако он утверждал, что уже найдены две эффективные стратегии. 

Стратегия О'Бирна №1. Дождитесь подходящего момента, чтобы обсудить эти вопросы со своими детьми.

В качестве примера О'Бирн приводит своего сына. У него установлен Google Hangouts для общения с родителями и несколькими друзьями. Однажды ему в чат написал совершенно незнакомый человек, и сын рассказал об этом отцу. Это стало прекрасным поводом для разговора о конфиденциальности и безопасности в Интернете. 

Стратегия О'Бирна №2. Создайте ситуацию сами. 

Для обсуждения вопросов безопасности можно придумать множество поводов. Скажем, сфотографируйтесь вместе и спросите своего ребенка, не будет ли он возражать, если вы разместите снимок в соцальных сетях. Расскажите ему, кто сможет увидеть фото, покажите свои настройки конфиденциальности. 

Как быть с тинейджерами? 

Если говорить об этапах медиапотребления, то наиболее уязвимым считается подростковый возраст, когда ребенок формирует свою индивидуальность, открыт экспериментам и любознателен. Он пытается побыстрее повзрослеть и набраться опыта. 

Многие родители на этом этапе перестают контролировать «информационное меню» своих детей, но, по мнению Джиммеки Андерсон это ошибка. «Это этап становления личности, когда дети пытаются найти свое «Я». Родители должны быть рядом на протяжении всего пути к взрослению. В противном случае, если подросток не может найти ответов на свои вопросы, медиа быстро подскажут, кем надо быть или казаться». 

С 2011 года существует проект Джиммеки Андерсон I Am Not the Media – программа обучения подростков медиаграмотности. По словам Андерсон, дети увлекаются анализом массмедиа вообще и медиаобразов представителей власти в частности. С этого момента они начинают взаимодействовать с интернет-ресурсами по-другому. 

Между тем, роль проводников и консультантов в информационном мире должны играть родители – рассказывать, объяснять и, конечно, устанавливать разумные ограничения. Причем, именно разумные – важно помнить, что мы не подготовим ребенка к взрослой жизни, если он вообще ничего о ней не узнает. Стоит договориться с ним, что «приемлемо», а что «чрезмерно». 

Источники информации

По данным отчета Common Sense Media за 2017 год, 39% детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет получают новости из онлайн-источников, зачастую это Facebook и YouTube. Только 44% респондентов уверены в том, что способны отличить фейковую новость. 

Старший директор образовательных программ Common Sense Media Келли Мендоза призывает родителей обратить внимание детей на различие информации в СМИ и соцсетях:

Расскажите детям о том, что такое факт-чекинг, что хороший журналист обязательно проверяет факты и пытается дойти до сути. Социальные сети устроены по-другому и контент там создается иначе. 

Немаловажный момент – дети склонны доверять родителям как источнику информации. Но чтобы этого добиться, нужно быть в курсе происходящего – в школе, политике, экономике, кинематографе и т.д. Если вы не имеете ни малейшего представления о том, что такое дропы и бинды в Fortnite, может оказаться трудно завоевать авторитет у ребенка, увлеченного этой компьютерной игрой. Осведомленность – ваш инструмент. 

Также нужно быть готовым к многочисленным каверзным вопросам «почему?». Не бойтесь сесть в лужу, всегда можно предложить поискать ответы вместе – это еще один повод поговорить об источниках информации. В итоге, спустя какое-то время, вы увидите, как произойдет некая перенастройка, и ребенок перестанет воспринимать высказывания в социальных сетях (даже авторитетных личностей) как истину в последней инстанции. 

По материалам статьи Meghan Herbst «How to Raise Media-Savvy Kids in the Digital Age» (Wired.com).

Перевод Екатерины Кириченко

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.