1. В конце 2019 года на рынке услуг для бизнеса появился новый термин – нонкоринг. Объясните поподробнее, что он означает.
Да, действительно в арсенале ведущих аутсорсинговых компаний появилось новое, современное решение для бизнеса – продукт под названием нонкоринг.
Само слово Нонкоринг (от английского non-core – «не» «основной» или «непрофильный») – это передача внешнему провайдеру целого участка непрофильной деятельности компании Заказчика. Суть нонкоринга заключается в том, что организация (Заказчик) не только передает другой компании (Исполнителю) часть своих бизнес-процессов, а возлагает на него 100 % ответственности за получение конкретного результата.
2. Правильно ли я понимаю, что это более расширенная версия всем известного аутсорсинга?
Чтобы разобраться, для начала нужно четко понять, что такое классический аутсорсинг и чем сам аутсорсинг отличается от работы в формате оказания услуг.
Аутсорсинг – передача Заказчиком определённых видов или функций предпринимательской деятельности Исполнителю, которая работает в соответствующей области. На аутсорсинг обычно передаются функции на основе длительного контракта. И именно в этом принципиальное отличие аутсорсера от компаний, оказывающих услуги. Услуга обычно имеет разовый, эпизодический или случайный характер, их оказание всегда ограничено неким началом и концом.
К примеру, ИП «Иванов» решил открыть Интернет-кафе. Для этого необходимо доставить соответствующее оборудование. В таком случае имеет смысл прибегнуть к услуге грузчиков. Другое дело, если речь идет о ежедневном использовании целой бригады, чтобы постоянно снабжать это кафе продуктами. Тогда логичнее либо нанимать себе этих сотрудников в штат, либо воспользоваться аутсорсингом. В подавляющем большинстве случаев расчеты по аутсорсингу персонала производятся на основании отработанных человеко-часов. Исполнитель на основании сверенных табелей учета рабочего времени, выставляет Заказчику счет, например, за две недели работы грузчиков.
А нонкоринг – это принципиально иная, уникальная форма договорных отношений, когда Исполнитель берет на себя ответственность не только и не столько за отработанное время, сколько за получение четкого, осязаемого, детально описанного в договоре результата.
Большинство аутсорсинговых компаний в качестве расчетной единицы используют стоимость человека/часа или (гораздо реже) нормы-выработки. В случае с нонкорингом провайдер берет на себя обязательство закрыть за счет своих возможностей весь фронт работ по непрофильной для Клиента деятельности. Например, кадровое делопроизводство, складские работы, обучение персонала и т.п. Предметом договора в таком случае становятся измеримые и значимые для бизнеса Клиента показатели: например, отсутствие претензий со стороны персонала и проверяющих органов, бесперебойная работа складского комплекса, функционирующая система обучения персонала и т.д.
Еще раз подчеркну: ключевым отличием нонкоринга от аутсорсинга является принятие Исполнителем на себя всей ответственности за результат. Заказчик, заключивший соответствующий договор, полностью освобождается от необходимости отслеживать ход выполнения работ на этом участке, а Исполнитель своими силами обеспечивает достижение результата. Тем самым Клиент приобретает время и дополнительные ресурсы для активного развития собственного бизнеса.
3. Какие конкретно функции выполняет нонкоринговая компания на отведённом участке работ?
Все. В этом и смысл.
Основное идея как раз и заключается в том, чтобы Заказчик даже не задумывался о том, что и как происходит на этом участке. Он концентрируется полностью на развитии собственного бизнеса, не отвлекаясь на «фоновые» процессы сопровождения. Всем здесь «рулит» нонкоринговая команда, возглавляемая тимлидом.
Приведу пример. Допустим компания Х занимается поставками сезонных товаров в розничные сети. Набирать в свой штат сотрудников в сезон в таком случае – не только дополнительная головная боль службы кадров и бухгалтерии, но и попросту невыгодно. Потому руководство компании принимает решение работать по варианту аутсорсинга: привлекать в пиковые периоды дополнительных сотрудников у провайдера. И на первый взгляд всё хорошо, все довольны. Однако, как только начинается сезон, у руководства компании снова болит голова именно в отношении данного участка работы: ведь надо встретить новый персонал, обучить их, проследить как эти новые для склада сотрудники работают, зафиксировать количество отработанных часов и др.
Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда Заказчик и Исполнитель не могут согласовать даже элементарные вещи: сколько времени проработал некий Петров: «6 часов!» – утверждает менеджер Заказчика, «Да как же 6 – 8!», - не соглашается с ним куратор Исполнителя. Или Заказчик говорит: «Да нам не надо 5 человек! Сегодня трое спокойно справятся с нагрузкой!». «Нет, - вполне резонно отвечает Исполнитель, – у нас в договоре указано, что на этом объекте должны работать не менее 5 человек». И т.д. и т.п.
Вот лишь самые очевидные подводные камни аутсорсинга.
Какова же альтернатива? На этапе заключения договора Исполнитель договаривается с Заказчиком о начале комплексного проекта по передаче непрофильных функций нонкоринговой компании. Далее согласовываются целевые состояния.
К примеру - обеспечение бесперебойной работы складского комплекса компании Y, в т.ч.:
· первичная приемка и сортировка товаров;
· приём и обработка упаковочных материалов, сортировка их по номенклатуре;
· комплектация кадров и соблюдение требований КЗоТ;
· закупка транспортировочных коробок;
· складирование товаров в транспортировочную упаковку;
· уборка складского комплекса;
· техническое обслуживание складского комплекса, в т.ч. электроснабжение, отопление и т.п.;
· складской учет и материальная ответственность;
· организация логистики упакованного товара до складов ритейлера.
Решение всех этих задач может осуществляться и посредством аутсорсинга. Но! Каждая задача будет требовать заключения отдельных договоров, а вероятнее всего и работы с отдельными провайдерами тех или иных услуг.
А нонкоринг предполагает закрытие всех этих проблем, посредством заключения единого договора с одним Поставщиком услуг.
4. Сможет ли нонкоринг обеспечить должный уровень качества работы без управления со стороны Заказчика?
Не только сможет, но, напротив, существенно увеличит этот уровень.
Во-первых, нонкоринговые компании специализируются на непрофильной деятельности и их инструментарий существенно шире. На основе своего опыта они могут не только оптимизировать бизнес-процессы Заказчика, но предлагать ноу-хау для решения этих задач.
Во-вторых, ведущие аутсорсинговые компании, предлагающие нонкоринг, имеют возможность предложить своим Клиентам различные варианты страхования рисков. Например, Ассоциация компаний по управлению персоналом курирует договорные отношения между Заказчиком и Исполнителем, размещая на своих счетах аккредитив на сумму оказываемых услуг. Ассоциация тем самым выступает гарантом исполнения взятых на себя обязательств как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
В-третьих, у лидеров рынка нонкоринга всегда есть прозрачные системы мониторинга реализации проекта. Глобальной проблемой аутсорсинга всегда являлось согласование между Заказчиком и Исполнителем реального времени работы привлеченного персонала. Нонкоринговые компании используют автоматизированные системы кадрового учета, которые позволяют не только решить данный вопрос, но и оценивать непосредственно конечный результат.
Кстати, для оценки результативности работы нонкоринговой команды используются не человеко-часы, а единицы выполненных работы. Количество пиков, загруженных паллетов, собранных коробок, число подготовленных в соответствие с требованием схемы мерчендайзинга витрин, убранных квадратных метров – вот примеры расчетных единиц нонкорринга.
Именно поэтому Заказчик может всегда быть спокоен за качество протекания непрофильной стороны его бизнеса. Ведь он платит за реальные результаты, а не за количество часов, проведенных работниками на его объекте.
5. Какие проблемы предпринимателей поможет решить нонкоринг?
Как уже говорилось, в первую очередь предприниматели экономят своё время за счет оптимизации бизнес-процессов. Как известно более 80 % времени владельца любого бизнеса уходит не на его развитие, а на поддержание в рабочем состоянии сложившейся системы. Вместо того, чтобы работать над продвижением своих бизнес-идей, они вынуждены держать руку на пульсе, проверять не подвели ли смежники, нет ли брака на производстве, не прилетит ли им очередное взыскание за какое-либо нарушение законодательства со стороны госорганов. Это, пожалуй, самое главное. Нонкоринг позволяет предпринимателю заниматься тем, что действительно двигает его бизнес вперед, т.к. вся непрофильная деятельность передана ответственному Исполнителю.
А во-вторых, нонкоринговая компания, являясь специалистом в отведенной деятельности, сможет не только отладить и оптимизировать бизнес-процессы Заказчика, но и предложить новые эффективные решения.
6. Есть ли подобные услуги на Западе?
Подавляющее большинство ведущих брендов мира давно оценили глобальные плюсы комплексного аутсорсинга.
Сразу приходит в голову идея производственного аутсорсинга. Например, всемирно известный производитель компьютеров «Dell» уже давно перешел к стопроцентному производственному аутсорсингу. Компания «IKEA» выносит на аутсорсинг весь производственный процесс, сбыт и логистику. Лидер по выпуску современной спортивной одежды – компания «Nike» в настоящее время является «компанией без производства».
Исследование крупнейших сделок последнего десятилетия показывает, что все больше компаний заключают контракты на аутсорсинг функциональных операций и бизнес-процессов. Они передают в ведение подрядчика одну из своих функциональных областей. В первую очередь это IT-аутсорсинг, область управления персоналом и логистика.
7. Как вы видите перспективы развития этой сферы на российском рынке с учетом экономической ситуации?
Наибольшей популярностью в России сейчас пользуются следующие типы аутсорсинга: бухгалтерия, управление кадрами, логистика и конечно IT-технологии. Внутри каждого из направлений успешно действуют множество провайдеров. Однако решающее преимущество в ближайшей перспективе получат те компании, которые сумеют консолидировать в своей работе несколько непрофильных видов деятельности на базе современных IT-технологий.
Поясню на примере. На рынке Москвы и Московской области услуги нонкоринга успешно применяются с конца 2019 года.
Одна из аутсорсинговых компаний выступила единым провайдером для выполнения сразу нескольких непрофильных для компании Заказчика работ по реализации производственного и обеспечительного процесса компании. В результате нонкоринговая компания:
· полностью укомплектовала все магазины сети работниками торгового зала;
· внедрила автоматизированную систему управления торговым залом;
· реорганизовала работу в кассовой зоне: начиная с комплектации штата кассиров и заканчивая внедрением системы учета поступающих средств, увязанную с системой управления торговым залом;
· и наконец, обеспечила процесс уборки торговых залов.
В результате сеть магазинов за счет передачи этих непрофильных направлений своей деятельности одному провайдеру не только оптимизировала бизнес-процессы, но и сократила аутсорсинговые расходы в общей сложности на 46 %.
Поэтому да, перспективы развития нонкоринга в нашей стране на текущей момент времени безграничны.
Нельзя не упомянуть и про коронавирус. Он действительно нанес очень серьезный удар по всей мировой экономике. В частности, большинство аутсорсинговых компаний оказались не в состоянии решить возникающие лавинообразные проблемы. Резко снизилась платежеспособность целых секторов бизнеса. Поэтому бизнес отказывается платить за персонал, поскольку он им элементарно не нужен.
При этом в выигрыше остались именно нонкоринговые компании.
Возможность диверсификации рисков, способность не просто предоставлять персонал, а решать непрофильные задачи всего бизнеса, позволили им в первую очередь минимизировать потери Заказчиков. А во вторую, относительно безболезненно для себя перенести свою активность в те сферы бизнеса, которые в ситуации самоизоляции нуждались в переориентации способов осуществления непрофильной деятельности: ритейлу товаров первой необходимости, медицине, доставке, курьерскому бизнесу потребовались срочные решения, позволяющие справится с увеличением потока заказов.
Более того, именно благодаря нонкорингу многие компании сумели остаться на плаву. Благодаря концентрации в одних руках отработанных механизмов оперативного предоставления персонала, четких логистических процессов и продуманной кадровой политики Заказчики смогли быстро и эффективно перепрофилировать свой бизнес на системы дистанционных продаж и доставки.
8. Вы упоминали понятие нонкоринговая команда и Тимлид. Что это такое и какое отношение имеет к нонкорингу?
Здесь необходимо четко представить себе последовательность шагов, которые может сделать компания Заказчик на пути перехода к работе с нонкорингом.
На первом этапе специалисты Исполнителя прибывают на объекты Заказчика и детально изучают действующие непрофильные бизнес-процессы. Это аналитический этап.
Затем Исполнитель предлагает Заказчику перечень направлений деятельности, которые в конкретных производственных и коммерческих условиях может взять на себя нонкоринговая компания. Далее согласовываются конкретные критерии, за которые будет производится оплата услуг исполнителя – те самые результаты: пики, квадратные метры, оформленные витрины и т.п. На этом же этапе обозначаются сроки внедрения. Это этап создания проекта.
Третий этап – внедрение проекта. Этим занимается несколько высококлассных профессионалов в области эксплуатации, управления персоналом, IT-технологий, юриспруденции, кадрового делопроизводства и др. Именно в их задачи будет входить так называемый «запуск объекта в работу».
Четвертый этап – это собственно пролонгированная, то есть непрерывная реализация проекта. Каждое направление непрофильной деятельности будет реализовывать своя нонкоринговая команда, во главе с тимлидом – то есть ключевым менеджером, который будет нести всю полноту ответственности на заданном ему участке работ. Тимлид – это универсальный специалист, в задачи которого будет входить не только выполнение функций контроля за работой привлеченного персонала, но и достижение его командой тех самых результатов, о которых вы договорились на этапе создания проекта.
Подводя итог можно сказать, что нонкоринг – это наиболее востребованное и перспективное направление аутсорсинга, достоинства которого в ближайшем будущем оценят многие Заказчики.
Если же аутсорсинговая компания не сможет предложить потенциальному партнеру комплексный подход к решению его задач, то она из аутсорсера очень быстро превратится в аутсайдера этого рынка.
Экспертное мнение
Залина Базиева
Ассоциация компаний по управлению персоналом