Подводные лодки Норденфельта(Nordenfelt), остаются недооцененной частью истории потаенных судов.Они являли собой промежуточный этап между подводными лодками с мускульным приводом и, ставшим в последствии классическим, дизель-электрическим.А позже, история провернулась по спирали еще немного и пар вернулся на подводные лодки, правда, угольную топку сменила ядерная.
Несмотря на то, что подводные лодки, использующие энергию пара для движения носят имя Норденфельта, разработаны они были британским изобретателем, преподобным Джорджем Гарреттом(George Garrett), викарием из Мосс-Сайда в Манчестере.
Первую, спроектированную им субмарину, часто называют "яйцом викария", из-за её своеобразной формы.
Приводиться в движение, подводная лодка должна была силой мускулов единственного члена экипажа, а погружаться и всплывать посредством ручного насоса, которым подводник изменял плавучесть лодки, заполняя или осушая её балластную цистерну.
В 1879 году Гаррет построил паровую подводную лодку "Ресургам"(Resurgam), что можно перевести с латыни, как "я воскресну(вознесусь)" или"я снова поднимусь", 45 футов длиной и водоизмещением около 30 тонн.Она приводилась в движение паровым двигателем замкнутого цикла, первоначально запатентованным в 1872 году американским инженером Юджином Ламмом(Eugene Lamm). Двигатель обеспечивал достаточное количество пара для вращения под водой винта в течение 4 часов.
Идея применения паровой машины для подводного хода, заключалась в накоплении под большим давлением запаса пара в специальных резервуарах и последующем его использовании для движения, после того, как подлодка погрузится под воду.В теории это была впечатляюще простая концепция и что важно, вполне доступная для своего времени.
Подводная лодка стоимостью 1538 фунтов стерлингов, была построена в 1879 году судостроителем из Биркенхеда Дж. Т. Кохраном(J.T. Cochran).
Первые испытания прошли удачно, хотя Гаррет в один прекрасный день был вынужден всплыть на поверхность рядом с проходящей шхуной и спросить у шкипера, как вернуться в Ливерпуль. Капитан, посмотрев на подводников-первопроходцев, сказал им: “вы три самых больших дурака, с которыми мне когда-либо приходилось сталкиваться.”
Его можно было понять, условия на борту субмарины были кошмарными. Нестерпимый жар от двигателя, теснота на пределе клаустрофобии и недостаток кислорода. Только когда свечи(других источников света на борту не было) внутри лодки замерцали и погасли, команда поняла, что пришло время всплыть, открыть люк и вдохнуть немного свежего воздуха.
Тем не менее, Гарретт был достаточно уверен в своем детище, чтобы продемонстрировать “Ресургам” Королевскому флоту.
К сожалению, подводная лодка затонула при буксировке в Портсмут(из-за неплотно закрытого рубочного люка), прежде чем её смогли оценить представители британского флота, но конструкция заинтересовала шведского промышленника Торстена Норденфельта(Thorsten Nordenfelt), пожелавшего профинансировать строительство подлодок.
Он запатентовал изобретение и последующие проекты уже носили его имя.
Подводная лодка имела положительную плавучесть и погружалась под воду с помощью вертикально установленных винтов.
Кроме возможности погружаться и маневрировать по глубине, подобная конструкция служила безотказным механизмом, позволяющим всплыть, в случае потери хода.
Возможно, сегодня представляется не совсем практичным, использовать в качестве двигателя подлодки паровую машину, но в то время просто не существовало альтернативы.Бензиновые моторы еще не вышли из стадии первых опытов, а ставший классическим дизель и вовсе не был изобретен.
Паровая машина была единственным доступным двигателем для изобретателей того времени, на земле в небесах и на море.
Норденфельд-I, 1884 Год
Первая подводная лодка, известная как Nordenfelt, была построена в Экенсберге, Швеция, в 1884-1885 годах. Конструкция была очень близка к патенту Норденфельта 1882 года, корпус обтекаемой формы с заостренным носом и кормой. Присутствовали и "нисходящие(вертикальные) винты"по бортам для управления глубиной погружения.Все это было продемонстрировано различным военно-морским атташе в надежде найти клиента.
В верхней части боевой башни(рубки) был встроен стеклянный купол, достаточно большой, чтобы можно было просунуть голову внутрь и выглянуть наружу. Это было задолго до появления первых перископов на подводных лодках и выглядит довольно инновационным для того времени.
В 1885 году греческое правительство приобрело эту лодку и отправило ее в Пирей, куда она прибыла 13 января 1886 года. Субмарину оснастили одним 14-дюймовым торпедным аппаратом под торпеду Уайтхеда, а также одним пулеметом Норденфельта(производство которых он освоил задолго до увлечения подводными лодками).
Лодка без проблем погружалась и всплывала, но в остальном была признана неудовлетворительной. Котлу требовалось не менее 12 часов, чтобы получить достаточное давление для начала движения, Вероятно, это было связано с тем, что в качестве теплоотвода для топки, выступала внешняя обшивка субмарины.Когда же котел, наконец, прогревался и давление поднималось до нужных значений, внутри становилось невыносимо жарко, а кроме того, существовала реальная угроза отравления угарным газом.
Nordenfelt-I, технические Характеристики:
Водоизмещение: 55-60 тонн
Длина: 19,5 м (64 фута)
Ширина: 2.75 м (9 футов)
Рабочая глубина: 15 м (49 футов)
Скорость: 9 узлов на поверхности и 3 узла в подводном положении
ГЭУ: паровой двигатель Lamm, 100 л.с.
Вооружение: 1 x 14" (355 мм) торпеда Уайтхеда, 1 x 35 мм двухствольный пулемет Nordenfelt
Nordenfelt-II / - III,1887/8
Возможно, не зная, что греческая подлодка не будет принята на вооружение, их соперники — Османская империя, заказали две собственные подводные лодки Норденфельта. Они должны были быть крупнее и нести в два раза больше торпед и пулеметов.
Субмарины были построены на двух разных верфях в Британии. Nordenfelt-II был построен на всемирно известной верфи Виккерса в Барроу, а Nordenfelt-III в Чертси, на верфи Джорджа де Виня, известного в то время своими быстроходными паровыми катерами.
Эти две лодки были заложены в 1886 году и спущены на воду в 1887 году. Затем они были отправлены по частям в Константинополь (Стамбул) и собраны на военно-морской верфи Taşkızak. Подлодкам были присвоены имена султанов Османской империи.Норденфельт-II стал Абдулом Хамидом, а Норденгфельт-III-Абдулом Меджидом.
Nordenfelt-II / III, технические Характеристики:
Водоизмещение: 160 тонн
Длина: 30 м (100 футов)
Рабочая глубина: 50 метров(160 футов)глубина достигнутая на испытаниях
Скорость: 6 узлов на поверхности, 4 узла под водой
ГЭУ: паровой двигатель Lamm мощностью 250 л. с. с угольным котлом и резервуаром для сжатого пара(давление 150 фунтов) для движения под водой.
Вооружение: 2 x 14" (355 мм) торпеды Уайтхеда, стреляющие вперед, 2 x 35 мм двухствольные пулеметы Nordenfelt
Экипаж: 5(7) человек
Абдул Хамид в 1887 году была продемонстрирована Султану в Константинополе (Стамбул). При этом она стала первой подводной лодкой в мире, которая выпустила торпеду под водой(в других источниках это Абдул Маджид), потопив судно-мишень.Считается, что шкипером, демонстрировавшим лодку султану, был сам преподобный Гаррет.
Однако, так же как и греки, турки не смогли превратить свои новомодные подводные лодки в оперативную реальность. Их было слишком трудно обслуживать и турки не могли найти для них экипаж.Подводные лодки так и не поступили на вооружение.
Норденфельт-IV, 1888 год
Построенная в Барроу (Великобритания)для российского военно-морского флота, она была намного больше, чем предыдущие модели. Форма корпуса потеряла заостренные оконечности, вместо которых нос и корма приобрели ножевидную форму.
В носовую часть корабля были встроены два торпедных аппарата. Вертикальные "нисходящие" винты все еще присутствовали, но устанавливались ближе к оконечностям корпуса и ниже ватерлинии. У нее было две боевые башни, которые, поскольку это было до обычных перископов, должны были находиться над водой во время атаки. Они были бронированы против пулеметного огня.
Nordenfelt-IV:
Водоизмещение: 245 тонн
Длина: 38 м (125 футов)
Ширина: 3,6 м (12 футов)
Рабочая глубина: нет достоверных данных данных
Скорость: нет достоверных данных
Вооружение: 2 х торпеды Уайтхеда, стреляющие вперед.
Экипаж: 9 человек
Но от покупки этой подводной лодки в итоге отказались.
Она затонула у побережья Ютландии, Дания, 18 сентября 1888 года.
- Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
Спасибо, что уделили время.Если вам было интересно, подписывайтесь и поддержите лайками.
Берегите себя и своих близких.Всем удачи!
Вас также могут заинтересовать другие статьи на канале:
- Высоко сижу — далеко гляжу, или на чем летали асы Дёница.
- Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
- Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.
- Что известно о строящихся подлодках типа "Дредноут"