3K подписчиков

Ужасы чумы средневековья в искусстве.

1,6K прочитали

Эпидемия чумы не однократно косила сотни человеческих жизней. Опустошала деревни и города. Вгоняла людей в неистовый страх и страдания. И во все века художники изображали на своих полотнах ужасы бушующих эпидемий и пандемий.

Пандемия чумы «Черная смерть» лютующая в Европе в 14 веке, от которой практически не излечивался, откликнулась в сюжетах картин Брейгеля Старшего, Арнольда Бёклина и Михаэля Вольгемута. Не сказать, что работы художников напрямую описывают саму чуму, однако живопись приобретает жестокий характер.

Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1562
Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1562

Во время «Черной смерти» народ не сразу верил в заразу или просто не хотел ее признавать. Если об этом не говорить, значит этого и нет. Не прокатило! Началось повальное заражение. Следом за ним паника и страх, а эти два качества влекут за собой самые плачевные последствия.

Арнольд Бёклин, «Чума», 1898
Арнольд Бёклин, «Чума», 1898

Михаэль Вольгемут, «Пляска Смерти», 1493

Михаэль Вольгемут, «Пляска Смерти», 1493
Михаэль Вольгемут, «Пляска Смерти», 1493

Из описаний Жана Делюмо (французский историк)

…население впадает в панику, городские власти бездействуют, правительство парализовано.

Улицы, площади, церкви усеяны трупами, эта картина настолько ужасна, что при виде этого живые завидуют мертвым. Некогда заселенные места обезлюдели, и эта пустота сама по себе таит в себе страх и отчаяние. Нет жалости даже к друзьям, потому что жалость опасна. Уместна ли жалость, когда у всех общая доля.

В этом ужасном смешении забыты и нарушены все законы природы и любви. Все разобщены: дети и родители, мужья и жены, братья и друзья. Печально осознавать, что, расставаясь, люди вероятнее всего больше не увидят друг друга. Мужчины, утратив своё естественное мужество и не зная более какому следовать совету, словно слепцы натыкаются на каждом шагу на страх и противоречия. Женщины своими воплями и стенаниями приумножают печаль и сумятицу и требуют спасения от зла, которое никому неведомо. Дети проливают невинные слезы, потому что они чувствуют несчастье, хотя и не осознают его.

Более раннюю чуму, которая свирепствовала в Афинах в 430 годах до н.э., изобразил художник Михаэль Свертс в картине «Чума в Афинах». Люди умирали прямо на улицах и храмах. Снова началась паника, которая привела к аморальности и беззаконию.

"Чума в Афинах" Михаэль Свертс. 1652 г.
"Чума в Афинах" Михаэль Свертс. 1652 г.

Историк Фукидид, переживший эпидемию, писал следующее:

«…все бросились к чувственным наслаждениям, считая, что жизнь и богатство скоротечны и ничего не стоят» .