273,4K подписчиков

Роковые тайны и чудеса "Титаника": почему на самом деле утонул лайнер

5,9K прочитали

Полнолуние, отсутствие бинокля, нехватка шлюпок или экипаж, игнорирующий сигналы об айсберге - что погубило "непотопляемый" корабль?

Фото: ТАСС/FA Bobo/PIXSELL/PA Images
Фото: ТАСС/FA Bobo/PIXSELL/PA Images

15 апреля - день памяти "Титаника". Катастрофа, которую канонизировал Джеймс Кэмерон, заставила дрогнуть не одно сердце. Роскошный, величественный и считавшийся непотопляемым корабль затонул в ночь с 14 на 15 апреля в холодных водах Атлантики в 600 километрах от канадского острова Ньюфаундленд. Трагедия унесла жизни от 1490 до 1635 человек (некоторые тела так и остались не найденными).

Полная Луна

Фактически корабль погубил айсберг, но смерть "Титаника", как мозаика, сложилась из череды деталей и причин, кажущихся мелочами лишь на первый взгляд.

Фото: depositphotos/rcreitmeyer
Фото: depositphotos/rcreitmeyer

Одной из причин столкновения айсберга с кораблем было...полнолуние. Астроном Дональд Олсон из Техасского государственного университета-Сан-Маркос, которого цитировал National Geographic, предположил, что полная Луна, которую наблюдали за несколько месяцев до трагедии, 4 января 1912 года, "создала необычайно сильные приливы, которые послали флотилию айсбергов на юг как раз во время для первого рейса "Титаника".

Это было самое максимальное приближение к Луне с 796 года нашей эры, - отмечали в журнале, - и следующее подобное явление Земля увидит только в 2257 году".

Оптическая иллюзия

Подлить масла в огонь могла и оптическая иллюзия, которая стала ловушкой для экипажа в ту ночь. Историк Тим Малтин предполагает, что атмосферные условия сложились таким образом, что экипаж просто не мог увидеть айсберг, а другие корабли не могли увидеть "Титаник". "В ту ночь в атмосфере создались условия для суперрефракции. Этот необычный изгиб света вызывает миражи, которые были зафиксированы несколькими кораблями в этом районе, - писал он, - Это могло помешать наблюдателям "Титаника" вовремя увидеть айсберг, а грузовому судну "Калифорния", в свою очередь, распознать лайнер и выйти с ним на связь".

Фото: ТАСС/Hendrik Schmidt/DPA
Фото: ТАСС/Hendrik Schmidt/DPA

Досадное недоразумение

Есть и еще одна досадная мелочь, которая сыграла свою роль той ночью. На корабле существовала комната, где хранилось оборудование для разных нужд, в том числе и самое необходимое. Там был и шкаф с биноклями для матросов. А ключа от этого шкафа ни у кого не было. Точнее, он был - у матроса, которого руководство прямо перед отплытием перевело на другой корабль.

Дэвид Блэр, торопясь на новое место работы, впопыхах забыл отдать ключ от шкафа с биноклями. Поэтому дозорные матросы "Титаника" работали без них.

Неверие в сигналы бедствия

Радиооператор из Уэльса Арти Мур поймал сигналы бедствия с "Титаника" за 5000 километров от места трагедии. В этом ему помогло домашнее радиооборудование, которое зафиксировало сигнал. Арти рассказал об этом местным жителям, но ему никто не поверил. В Уэльсе узнали о катастрофе через два дня.

Нехватка шлюпок

Количество шлюпок на борту рассчитывалось не по количеству пассажиров, а исходя из веса судна. В проекте "Титаника" было запланировано 48 шлюпок, но компания "White Star Line" сократила их до 20, при этом 16 из них были полноразмерные, а еще четыре - небольшие складные.

Все шлюпки могли вместить только 1178 человек, но чтобы все пассажиры и члены экипажа могли покинуть лайнер, шлюпок должно было быть не менее 50 штук.

Владельцы не укомплектовали лайнер достаточным количеством шлюпок не из-за экономии, а из-за панорамного вида с прогулочной палубы - который был бы недоступен из-за большого количества спасательных шлюпок.

Еве Харт на момент катастрофы было всего 7 лет. Она путешествовала с родителями, и ее мать, ступая на борт, сказала: "Называть корабль непотопляемым - это все равно, что бросать вызов Господу". Женщинам удалось спастись (отец Евы погиб в водах океана), однако Ева долгое время яро критиковала "White Star Line" за неграмотную эвакуацию и нехватку шлюпок. Ее воспоминания можно прочесть в книге "Тень Титаника - История той, что выжила", которую она выпустили в 1994 году.

Экипаж, который скрывал правду

Кроме того, некоторым пассажирам экипаж даже не говорил, что происходит. 16-летняя Джин Хиппак и ее мать уже готовились уснуть, но услышали крики и шум. Женщины, путешествующие третьим классом, вышли из каюты и спросили у работника лайнера, что происходит. На что он ответил: "Все в порядке, возвращайтесь в каюту". Только несгибаемая настойчивость Джин и ее матери спасли их: они не послушали юношу, а начали пробираться наверх к шлюпкам.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Мери Коновер Лайнс тоже путешествовала с матерью, правда первым классом. Их ситуация точь-в-точь напоминает предыдущую. Собираясь спать, они услышали шум. Сотрудник корабля рекомендовал им оставаться в каюте и не беспокоиться, что они и сделали. Выжили бы женщины, если бы к ним не зашел мужчина из соседней каюты, который буквально вытолкнул их из комнаты, сказав немедленно бежать к спасательным шлюпкам?

Игнорирование предупреждений

Радисты "Титаника" получали сообщения об обстановке в водах от других кораблей: о скоплении льда, айсбергах и опасных зонах. Однако не все из них были переданы капитану. Последнее предупреждение "Титаник" получил от лайнера "Калифорниэн" в 22.30. Радист корабля, который находился всего в 50 километрах, начал передавать координаты опасной зоны, но радист "Титаника" грубо оборвал его, сказав, что ему "нужно работать". Самое важное предупреждение просто растворилось в воздухе.

Последним звоночком было сообщение от корабля "Раппаханнок", который шел встречным курсом. С помощью азбуки Морзе лайнер перед "Титанику" сообщение: "Мы только что прошли через ледяное поле и между несколькими айсбергами", - на что последовал ответ: "Сообщение принято. Благодарим. Спокойной ночи". Но лайнер не изменил курс и не снизил скорость, а просто продолжал плыть. В тот вечер давали великолепный ужин в честь капитана.

P.S. Чудеса вопреки всему

Чарльз Джоуи работал в ресторане на "Титанике". Когда лайнер столкнулся с айсбергом, он быстро сориентировался и начал выбрасывать стулья за борт. Рабочий подумал, что потом их можно будет использовать как плавательное средство в воде.

Вспоминая ужас той ночи, Чарльз говорил, что "словно опускался на лифте", когда "Титаник" начал уходить под воду. Находясь на корабле, он выпил огромное количество алкоголя - возможно, благодаря этому он каким-то чудом продержался в холодной воде два часа. И стал одним из выживших в этой катастрофе.