10,5K подписчиков

Век разрозненных семей: почему так важно укреплять родственные связи

272 прочитали

Нам выпало жить на рубеже тысячелетий, при колоссальном разломе эпох, в век разрозненных семей. Благодаря техническому прогрессу расстояния как бы сжимаются, границы становятся более прозрачными, и люди в поисках счастья легко меняют местожительство и уже не держатся за свои корни, теряя при этом что-то очень важное, лишая себя надежного тыла, поддержки, любви – всего того, что могут дать только близкие люди. Возможно ли в наше время, будучи свободным и независимым, сохранить семейные ценности? Об этом в статье размышляет журналист портала.

Нам выпало жить на рубеже тысячелетий, при колоссальном разломе эпох, в век разрозненных семей.

Унесенные ветром

Когда-то в детстве у меня была большая семья. У бабушки – четыре сестры, у деда – трое братьев. Все собирались вместе на небольшой веранде в старом дедовом доме, веселились, готовили вкусности, пели модные эстрадные песни, выкликали номера лото...

До сих пор удивляюсь, как нескольким десяткам человек хватало места. Дети крутились тут же, но для них ставили отдельный столик – только потому, что взрослым подавали запретный алкоголь. А потом все дружно ходили в лес за земляникой, играли в бадминтон на пустыре. Родных братьев и сестер у меня не было, зато были многочисленные кузены и кузины, куча двоюродных и троюродных дядьев и теток, бабушек и дедушек − было чувство защищенности, общего клана, невидимой поддержки. Упадешь – подбодрят, ушибешься – погладят, попросишь помощи – тут же выложат целый веер мудрых советов, отмечаешь день рождения – надарят кучу подарков. И я, со всей детской наивностью и безмятежностью, думала, что так будет всегда...

Жизнь ребенка в семейном клане нередко осложнялась жесткими правилами: за твоими успехами следят, получить плохую отметку, совершить дерзкий поступок, сказать грубость немыслимо – а что подумают, что скажут? Зато приобретаешь житейскую закалку, учишься осмотрительности. Тебя поругают, но все равно помогут в случае чего, если произойдет беда. Ты уверен – за тобой твоя крепость, твоя семья. По мере взросления, конечно, взгляд проясняется, начинаешь замечать, что родня – люди не без слабостей и недостатков, а твои устремления и увлечения не всегда понимаются и понимаются. Но все равно эти люди − свои! И это очень важно.

Теперь моя семья разлетелась-разбежалась, всех унес ветер времени: одни отправились в чужие города, другие – в чужие страны, а старшие ушли в даль заоблачную... Я и мои кузены и кузины «встречаемся» теперь только по вотсапу и фейсбуку. К этому свелось наше «горизонтальное общение». А «вертикального» вообще нет: их дети только знают, что у них где-то живут родственники, но никогда их не видели, и попадись они в толпе, прошли бы мимо, не узнав. Внуки же вообще не будут знать, что у них где-то есть родня.

Семейный клан распался на атомы, растворился, даже некоторых имен уже не вспомнить, а я, одинокий листок с обломившейся ветви, грущу иногда по их давно умолкнувшим веселым голосам и по той поре, «когда деревья были большими».

Муж напрокат

Не все нынешние родители, появившиеся на свет в пору демографической ямы 1990-х, могли похвалиться разветвленными родственными связями, да и сегодняшние дети и подростки редко растут в тепличных условиях семейного клана.

 В других странах по-разному пытаются решить эту проблему. Например, в Японии существует особая услуга: семья напрокат. Скажем, одинокий обитатель дома престарелых может купить себе на время «сына» или «внука», чтобы было с кем делиться историями прошлого, а мать-одиночка – наемного «мужа», чтобы дети хоть немного побыли рядом с отцом, пусть и ненастоящим. Нередко играются даже целые свадебные церемонии, где все родственники – подставные актеры.

Конечно же, это суррогат: из воздуха по-настоящему близких людей не создашь и в магазине не купишь. Однако японцы – люди предельно занятые, им некогда тратить время на столь эмоционально затратные семейные отношения.

Наверное, молодым родителям стоит задуматься о том, останется ли их ребенок одинокой каплей в человеческом океане или его будут окружать родные, готовые поддержать. Агитация за многодетные семьи в сегодняшнее непростое время – занятие безответственное: далеко не у всех для этого есть моральные и физические силы, да и материальные возможности. И потом, главное не количество родственных связей, а их качество. 

Моя чужая родня

Но встречаются счастливые исключения − есть в Сети удивительное сообщество (его можно найти по тегу #родныелюди): изо дня в день на протяжение уже более десятка лет встречаются друг с другом члены одной большой семьи. Он поздравляют своих с памятными датами, делятся впечатлениями, светлыми воспоминаниями, удивляют и радуют друг друга. Все они родственники: отцы и дети, бабушки и внуки, родные, двоюродные, троюродные братья и сестры, бывшие мужья и жены, дети от первых, вторых и последующих браков, дети новых супругов. Здесь не бывает бывшей родни и чужих детей. Я узнала об этом сообществе из случайного разговора со знакомой, которой, несмотря на то, что у нее нет с ними кровного родства, была «принята в семью» и давно стала в этом сообществе своей: 

Лет двадцать назад побывала я на концерте, где солировал юный скрипач, – вспоминает она. – И зал примерно на две трети был заполнен его близкими разной степени родства. Сегодня этот юноша – директор музыкальной школы. Достаточно ссылки на сайт, чтобы его собственное гастрольное выступление или яркий дебют его воспитанника получили аудиторию и поддержку из комментариев и аплодисментов не только из Москвы, но и с Камчатки, из Казахстана, Торонто или Филадельфии...

Члены этого сообщества благодаря репортажам в Сети двух отчаянных любителей походов «из своих» мысленно форсируют каменистые завалы и водные преграды в Баргузинском заповеднике («и ведь рискнули девятилетнего пацана взять с собой…»); с парой молодых горнолыжников мчатся с горного склона («не забыть бы поздравить их младшенькую с пятилетием»); вздрагивают и охают от того, что дрожит и сыплется посуда в буфетах у камчадалов («опять у наших подземные толчки…») − традиционное семейное общение перешло в виртуальную плоскость и от этого не обесценилось, не потускнело, а заиграло новыми красками, оживилось видеосюжетами.

Время от времени среди многоцветия видео-роликов появляются черно-белые фотографии – выцветшие, с потертыми краями. Вот группа участников Русско-Японской войны – в центре военврач; вот в комбинезоне и очках-консервах одна из первых в стране женщин-летчиц; юная мама с младенцем во дворе узбекского глинобитного дома, что приютил семью во время эвакуации; тесное застолье в послевоенной коммуналке; любимая всеми тетя на вручении Госпремии …

Старшим знакомы эти снимки. Потому наполняется чат трогательными деталями воспоминаний, рассказов, семейных преданий. И обязательно вступит в разговор кто-то из молодняка: «Это наш прапрадед?..», «Перешлите мне воспоминания прабабушки», «Ой, смотрите, это мама молодая!..». А иначе – для чего она тогда, эта память, если ею не с кем поделиться?

 И сегодняшний день, и картинки из прошлого ложатся в общую копилку главных семейных ценностей, особенностей внутреннего уклада, стиля жизни этого достойного и благородного рода, где люди помнят о своем родстве и гордятся им. Главное в таком редком в наши дни родственном общении – трепетное и чуткое внимание друг к другу. И даже одинокий член семьи, куда бы его ни забросила судьба, никогда не останется в пустоте забвения.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.