Похоже, что спад в авиационной отрасли, вызванный пандемией коронавируса, поставил авиакомпании перед выбором, который сделать не так-то просто.
Можно продолжить летать на старых самолетах, вложив в них деньги, и не покупать новые. А можно наоборот - быстрее списывать старые борта, которые тратят больше топлива и денег, и сделать ставку на обновление.
На фоне очередной "нефтяной" войны, цены на авиатопливо стали снижаться, особенно в США - а это крупнейший рынок. Согласно последним данным IATA, к 3 апреля цены на реактивное топливо упали на 64% за один год до 71 цента за галлон.
И получается, что новый самолет - конечно, хорошо, но это - очень дорогая игрушка. Допустим, он экономит 20% горючего по сравнению с самолетом предыдущего поколения, которому 10 или 15 лет. Но если цены на керосин снижаются на те же 20%, а сейчас - намного больше? Не проще ли обслужить старый самолет и летать на нем дальше, учитывая, что он уже как бы есть в наличии?
Сейчас у обоих "грандов" дела не очень. В Airbus подвели итог программы А380 - больше их делать не будут, а заработать по-крупному на них так и не удалось. Не провал, но могло бы быть лучше.
У Boeing дела идут хуже - новый 737 MAX провалился с громким треском. Полетит он еще или нет - вопрос открытый. Пассажиры их просто боятся, а авиакомпании не хотят покупать, даже с большими скидками. В то же время, создать новый среднемагистральный самолет - займет годы, и потребует миллиарды инвестиций - компания сможет это сделать только если ей эти миллиарды подарит правительство США. А время будет упущено, ведь конкуренты тут же займут свободную нишу.
А если авиакомпании откажутся покупать новые самолеты вообще?
Скорее всего, правительства выделят финансовую помощь на покупку новых самолетов, а производители дадут очень большие скидки, и новые самолеты будут покупать, хотя и меньше запланированного.
И все же, многим "заслуженным" самолетам нынешняя ситуация может дать еще 5-10 лет жизни в небе. Главный фактор тут - цены на нефть.