Найти тему
Илдар Галеев

Если всем, а не только Зулейхе, открыть глаза?

Сейчас по телевизионному каналу Россия – 1 идет сериал «Зулейха открывает глаза», снятый по роману Гузель Яхиной. Книгу я не читал, сериал не собираюсь смотреть, поэтому о художественной ценности как романа, так и сериала судить не могу. Многие считают, что советская власть и НКВД в романе излишне демонизированы, но в этом нет ничего удивительного, подобный товар в настоящее время легче всего продается, тем более, на Запад. «Ничего личного, только бизнес».

ПРИМЕЧАНИЕ. Я все же скачал ознакомительный фрагмент романас Литрес и попробовал внимательно прочитать. Что из этого получилось, можно посмотреть здесь >>>.

Конечно же, история, подобная описанной в романе, могла иметь место (скорее всего, имела) в реальности. Была и чудовищная несправедливость по отношении ко многим. Но на основании этого считать, что все репрессированные были поголовно белыми и пушистыми, ну прямо ангелочками, а власть тупо уничтожала всех подряд, было бы издевательством над истиной. А именно это упорно пытаются вдалбливать в наши головы последние тридцать лет.

Если кроме «Зулейхи…» и других фильмов с подобным контекстом снимали бы также о справедливо наказанных, было бы понятно. Но, увы, снимают фильмы, пишут романы однобокие, легко продаваемые. Я мог бы предложить госпоже Яхиной другой сюжет, невыдуманный, с которым мне пришлось разобраться.

Я никогда не старался детально вникать в вопросы реабилитации людей, репрессированных за годы советской власти, справедливо полагая, что работы, проводимые в рамках различной кампанейщины при Хрущеве и позже, особой достоверностью отличаться не могут. Тем более, когда целью этих работ является не реабилитация несправедливо наказанных, а создание в сознаниях образа ужасной советской власти в целом (у Хрущева – образа страшного Сталина).

Но избежать изучения данного вопроса мне не удалось. Когда я искал в интернете различную информацию, связанную с историей моей родной деревни, деревни Чембулат Атнинского района Республики Татарстан (по сегодняшнему административному делению), наткнулся на ссылку на сайт, который содержал, кроме названия нашей деревни, словосочетание «восстанавливая справедливость». Разумеется, пришлось выяснять, по отношению к каким жителям нашей деревни понадобилось восстанавливать справедливость.

Прежде, чем показать, кого реабилитировали в начале девяностых и в начале двухтысячных, я расскажу историю, которая мне была известна с детства с рассказов моей бабушки, моего отца, позже – из записей моей первой учительницы, сделанных для школьного краеведческого музея.

Речь пойдет об истории, связанной с нашим соседом напротив, Мардановым Халилем Мардановичем, ветераном Отечественной войны, разведчиком артиллерийского истребительного полка, кавалером ордена Красного Знамени, прошедшим войну с начала до конца.

Халиль абый (абый – обращение к старшему у татар) в 1930 году был одним из самых активных деятелей, которые агитировали единоличников вступить в колхозы. Кому-то из зажиточных это не понравилось и они сколотили группу из пары десятков людей, которые должны были «разобраться» с Халиль абый. В вечером 24 февраля 1930 года им удалось поймать его и запереть в одной из деревенских бань, чтоб решить его участь утром другого дня. Что они собирались сделать с Халиль абый, трудно судить. Конечно же, закапывать его живым в землю, как в одной из окрестных деревень поступили с одним таким же активистом, вряд ли могли, хотя бы из-за того, что в феврале земля еще мерзлая. Но не думаю, что дело ограничилось бы воспитательной беседой, летальный исход вполне был вероятен.

Даже если считать, что эта группа или ее часть действительно собиралась провести с Халиль абый только воспитательную беседу (что сомнительно) и исключить политический мотив, то даже тогда получается, что по действующему к этому моменту Уголовного кодекса РСФСР группа совершила преступление, подпадающее под действие статьи 147 данного кодекса, которая гласит:

«147. Насильственное незаконное лишение кого-либо свободы – лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года.».

Кстати, действующее в настоящее время УК РФ (статья 127) предусматривает куда более строгое наказание за то же самое деяние, тем более, с учетом того, что преступление совершено группой лиц по предварительному сговору.

Надеюсь, всем понятно, кто здесь преступник, а кто жертва. Идем дальше.

К счастью для Халиль абый, ему удалось каким – то образом выбраться из бани, в которой он был заперт, и добраться до волостного центра, находящего в селе Кулле Кими Арского кантона ТАССР, примерно в 13 километрах от деревни Чембулат. В результате на другой день, 25 февраля, в деревне уже появилась конная милиция, были задержаны 17 человек, в том числе трое женщин – вдов, которым главные подстрекатели затуманили головы, двое священнослужителей – мулла и муэдзин. Восемнадцатого участника преступной группы задержали только 1 марта.

Подстрекатели преступления уже поняли, что они легко не отделаются, поэтому подговаривали остальных, чтоб они на вопрос о главарях отвечали «без упшы», то есть, «мы общей группой, совместно». Но следствию удалось выяснить основных виновников.

Естественно, обвинение всем было предъявлено по статье 58-11 УК РСФСР (в этой части статьи: «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения»). В результате 8 человек были освобождены 3 и 4 марта, 4 человека – 7 марта, по отношение к ним дело было прекращено, судимости они после этого случая они не имели. Среди этих 12 человек, которые отделались только испугом, были все три женщины и два священнослужителя.

Все же один человек, видимо, главный подстрекатель, был приговорен к высшей мере наказания. Двух обвиняемых по приговору выслали в Северный край, одного – приговорили к пяти годам заключения, двоим 1 апреля зачли срок предварительного заключения. Всего из 18 человек были осуждены 6 человек. О справедливости или чрезмерности наказания по отношению к ним я не могу судить, но 1989 году с помощью Яковлевских птенцов их реабилитировали. Кстати тогда же реабилитировали двух расстрелянных из той деревни, где живьем закопали колхозного активиста. Не исключаю, что они и организовали это преступление.

Но реабилитаторам то количество людей, которые были реабилитированы в 1989 году, показалось недостаточным. В 2001 году была очередная волна реабилитации и в число реабилитированных попали также все 12 человек, по отношению которых дело было прекращено. Здесь вообще нет никакой логики, непонятно для чего их надо было реабилитировать, по отношению к ним никакое наказание применено не было. Таким образом, получается, что, по мнению неореабилитаторов, этих 12 человек неправильно отпустили, поэтому они виновны с точки зрения Уголовного кодекса 1926 года, но поскольку все эти «кровавые» статьи 58 тире икс необходимо заклеймить позором, надо реабилитировать и неосужденных.

Что мы имеем, как говорится, в сухом остатке? Из 18 человек, которых причислили к невинным жертвам советской власти, 12 человек к жертвам каким боком относятся, совершенно необъяснимо. 2 человека, которым зачли 36 дней предварительного заключения, если бы их судили по статьи 147, могли «заработать» до году заключения, поэтому они на жертву также не «тянут». Итого остаются 4 человека (ВМН, 5 лет заключения и высылка двоих), которых можно отнести к жертвам, если все рассматривать с точки зрения сегодняшних реалий.

Ладно бы, если история, связанная с нашей деревней, являлся исключением, но реабилитация неосужденных встречается подозрительно часто.

Но ни романа, ни сериала по данному сюжету не будет, госпожа Яхина зря тратить время на роман, который не принесет деньги, не будет…

Здесь можете посмотреть анализ фрагмента романа