Найти тему
Michael N

Сказки Нового Арбата Часть 7

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Продолжение, начало здесь.

Подземный Арбат

Рассказывая о ресторанах и кафе я уже упоминал, что меню в них, за исключением Праги, мало отличалось друг от друга. А причиной тому – общая система снабжения полуфабрикатами, общие кулинарные и кондитерские цеха. И находились эти цеха под землей. Впервые посетив это подземелье, я был поражен его масштабами. Оказалось, что под проспектом Калинина располагается второй проспект, подземный. В этом может удостовериться любой желающий. Надо только свернуть с Нового Арбата на Арбатский переулок, можно увидеть справа въезд на подземную парковку. В 70-х здесь был выезд из подземного города, часть которого, видимо, и занимает сейчас парковка. Въезд находился на Композиторской ул. в районе Спасопесковской пл. То есть, у Садового кольца, а это почти километр. Не знаю, что находится в этом подземелье сейчас, но оно наверняка существует. Куда ему деваться?

Выезд из подземного Арбата. Фото из открытых источников.
Выезд из подземного Арбата. Фото из открытых источников.

Глянув на карту Москвы можно оценить расположение подземелья – оно тянется вдоль всего стилобата, являясь, по сути цокольным этажом… Или несколькими этажами – это как посмотреть. Дело в том, что подземелье представляло собой нормальную улицу с односторонним движением, по которой свободно проезжали грузовики типа ГАЗ-53 или ЗИЛ-130, по левой стороне улицы непрерывной линией тянулись пандусы-причалы, у которых разгружались и загружались эти грузовики. По пандусам сновали электрокары-погрузчики и пешие рабочие с тележками. За линией пандусов находились склады, цеха и служебные помещения, в том числе, рабочие кабинеты. Они были расположены, как мне показалось, в 2-3 этажа – в зависимости от назначения. Все это создавало невообразимый лабиринт коридоров, лестниц, переходов и помещений – от крошечных до огромных.

Понятно, что я попал в этот подземный город не случайно, и не просто так – попасть туда постороннему человеку было крайне сложно. Меня в середине 80-х туда провел мой приятель, который давно уже работал в этой системе. Зачем? Придется признаваться… За ворованным мясом! Знакомый моего приятеля, работник мясного цеха обещал уступить несколько килограмм превосходной свежей говядины без костей по довольно демократической цене – 3 руб. за кило. И вот, в условленный день я подошел к условленному месту, и мы пошли. Мой сопровождающий двигался впереди, совершая неожиданные повороты, перебегая по лестницам на другие уровни и проходя через неприметные двери. Я семенил сзади, стараясь не отставать. Периодически нам встречались выгороженные будочки, в которых сидели вахтеры или охранники ВОХР. Некоторых из них мой «ледокол» демонстративно не замечал, некоторым коротко бросал: «Привет!», а некоторым показывал пропуск, и, кивая на меня говорил: «Это со мной». Мы шли по коридорам, иногда поднимались или опускались на грузовых лифтах, и наконец, достигли мясных цехов. Особенно меня поразил цех мясных полуфабрикатов – огромное, размером с вокзальный зал ожидания ярко освещенное помещение, полностью заставленное рядами оцинкованных столов. За столами трудились десятки (а может, сотни) мясников. Эта сцена напомнила мне что-то из ранней фантастики Уэллса. А были там еще и разделочные цеха, и бесконечные шеренги холодильников…

Получив заветный кусок мяса, я был выпущен на свободу, но вовсе не там, где спускался в подземные этажи и ошарашенный пошел домой. Надо же, столько лет прожить совсем рядом и не знать ничего про подземный город. Мысли об этой «пещере Аладдина» не покидали меня, и как-то я упросил того же приятеля устроить мне экскурсию. Он долго не соглашался, пришлось пообещать добыть импортные детали для ремонта японского телевизора (что потом с трудом, но удалось) и, наконец, он согласился. Но предупредил, что там есть места, куда меня не пустят. А есть такие, куда и его не пускают. И вот мы опять движемся по коридорам, переходя с этажа на этаж, но на этот раз не торопясь. Это позволяет мне оценить масштабы сооружения. Они огромны. Мы снова посетили кулинарные цеха, где я узнал, что это подземное производство снабжает полуфабрикатами не только кафе и рестораны, находящиеся «наверху», но и еще, как сказали мне, «пол-Москвы». Мы заглянули в кондитерский цех – тоже огромный. Туда нас дальше порога не пустили, зато напоили чаем с пирожными в кабинетике начальницы цеха. Мы побывали на складе одного из универмагов, под потолок заставленном коробками и тюками. Мы посетили подземелье под Новоарбатским гастрономом, где в коридоре встретили одного очень известного эстрадного певца, тащившего к выходу две огромных коробки деликатесов. Под конец экскурсии у меня уже кружилась голова и гудели ноги, но впечатлений хватило на много лет вперед. И все-таки интересно, что там сейчас? Попасть бы туда на новую экскурсию…

Новый Арбат в кино

Кадр из фильма Кин-Дза-Дза. Фото из открытых источников.
Кадр из фильма Кин-Дза-Дза. Фото из открытых источников.

Бесспорно, Новый Арбат - самая кинематографическая улица Москвы. Как говорила моя мама: «Если бы в Москве не было проспекта Калинина, его бы непременно построил Мосфильм. Действительно, трудно назвать советский фильм, снятый в 70 – 80-х, где действие происходило бы в Москве и на экране холь раз не промелькнули бы знакомые высотки. Если это мелодрама, то свидание героев происходит где-нибудь на Арбатской площади или у церкви Симеона Столпника. Если это детектив, то бригада бравых сыщиков поедет на раскрытие обязательно по Калининскому. Если же проспект никак не укладывается в сюжет, то на фоне проезда по нему будут идти начальные или заключительные титры. Киногруппа со своим табором, оккупировавшая часть тротуара или даже проезжей части Калининского была в 70-е таким же обыденным явлением, как и проезд «собачьих свадеб». Взрослые местные жители внимания на них не обращали – лишь бы не мешали. А бывало, что и мешали. Киношники – народ беспардонный. Они часто устраивали свои шабаши среди ночи – видимо, чтобы меньше было прохожих и машин. А может, по сюжету так было нужно. Мне несколько раз приходилось просыпаться от ослепительного света софитов, направленных прямо на мое окно. А мой сосед, живший на 3-м этаже однажды был разбужен не только светом, но и руганью режиссера в мегафон. Подойдя к окну, он увидел в метре от себя оператора с камерой и режиссера с «матюгальником», поднятых в «люльке» до уровня окна. Высунувшись в окно по пояс, он попытался объяснить киношникам, что те неправы, но в ответ получил лишь предложение сняться в массовке в качестве компенсации. В отличие от взрослых, которые вечно куда-то торопятся, местные мальчишки, конечно составляли основной состав толпы зевак, наблюдая, как рождаются киношедевры. И я не был исключением. Помню, меня удивила занудность и рутинность процесса.

Новый и Старый

Старый Арбат в начале 70-х. Фото из открытых источников
Старый Арбат в начале 70-х. Фото из открытых источников

Параллельно Новому Арбату, под небольшим углом, как известно, пролегает Арбат Старый. Или просто Арбат. Удивительно, но находясь почти рядом эти улицы практически не сообщаются. Чтобы попасть с Нового Арбата на старый, сейчас существует только три пути: с Арбатской площади, откуда проистекают обе улицы, по Арбатскому переулку и через «дыру» в стилобате, через которую можно попасть на Б. Николопесковский переулок. В 70-х, когда Б. Николопесковский назывался улицей Вахтангова, существовала еще одна дыра, через которую можно было попасть на Серебряный переулок. Все эти дыры были настолько малы и незаметны, что не только приезжие, но и жители других районов Москвы ими редко пользовались, не догадываясь, что эти проходы имеют продолжение. Таким образом, две соседние улицы были как бы изолированы друг от друга. И это были два разных мира, улицы двух разных городов: Москвы – миллионного мегаполиса и старой, уютной Москвы. Разные дома, разная скорость потоков транспорта и даже разная скорость по-другому одетых пешеходов. Ведь это был еще ТОТ Старый Арбат, не современный пешеходный, заполненный сувенирными лавками, и на котором никто не живет. В 70-е по Арбату (старому) проезжали машины и ходили троллейбусы. По тротуарам двигались пешеходы – не ошалелые приезжие с баулами и тюками, а обычные москвичи с портфелями авоськами и кошелками. Эти москвичи проживали тут же в многолюдных коммуналках на Арбате и в прилегающих переулках. А во дворах висело белье на веревках, шептались о чем-то ехидные старушки на скамейках, прыгали через резиночки девчонки, носились горластые пацаны и стучали костяшками домино, слегка поддатые в честь выходного дня мужички. Это был Арбат Рыбакова, Пастернака, Окуджавы. Конечно, остатки старого арбатского быта частично сохранились и по другую сторону проспекта Калинина, но там ребра переулков повисли, оторванные от старого хребта, а к новому так и не приросли. Сектор переулков между просп. Калинина и ул. Воровского (сейчас Поварская) потерял в целом арбатский колорит.

Окончание здесь