Здравствуйте, дорогой читатель! Здоровья вам и вашим близким!
Конь изображенный на картине не первый и не последний в ряду произведений художников. Но, ни один из написанных до и после этого коней, не стал символом нового государства, как красный конь Петрова-Водкина. Рассмотрим откуда у него растут ноги?
Начнем с самого главного на этой картине. Сочетания цветов.
Цвета красный, синий и желтый являются каноническими в иконописи. Картина написанная на вольную тему, как оказалось имеет глубокие сакральные корни. Красный конь, как символ крови и огня, нового, жизненной энергии, любви и войны. Он является доминантой на картине. Он максимально приближен к зрителю. Конь изображен не полностью, ему не хватает пространства картины.
Его уравновешивает цвет фона. Синий цвет воды символизирует мудрость, божественную истину, бескрайность космоса. Взбитые ногами коня волны, расходятся по воде, символизируя проникновение идеи нового в божественную суть и законы.
Наконец, цвет кожи мальчика, который управляет конем. Это цвет солнца и власти. То, что мальчик свободно держит повод, обозначает доверие и понимание, что невозможно удержать силой рвущуюся из рук энергию. Ею невозможно управлять, а только сотрудничать.
Теперь об участниках действия. Почему именно конь и мальчик, а не взрослый мужчина.
Конь всегда имел наиважнейшее значение у любого народа. Если в семье была лошадь, то это означало, что семья имела неплохой достаток. Коня нужно прокормить, он не корова, на сене долго не протянет. Фураж всегда стоил дорого. С другой стороны, конь и вспашет землю, можно съездить в любое место. У казаков вообще ребенка на коня сажали раньше, чем он начинал ходить.
В доме фронтон называли коньком, а при постройке, нередко закладывали череп лошади под фундамент, чтобы дом стоял долго и люди в нем жили богато.
Конь для русского человека в мифологии является посредником между миром яви и нави. Он помощник и советчик. В сказках, влезаешь в ухо коню, вылезаешь из другого и ты молодец-красавец, что не в сказке сказать, ни пером описать.
Картина, изначально задуманная, как бытовая, постепенно начинает притягивать ассоциации и символизм. Изображение красного коня несёт аллегорический образ победы над темными силами и уже сравнимо с иконописью, где соблюдаются каноны трех главных цветов и значение изображенных действующих лиц. Именно иконописью увлекался всегда художник.
Мальчик на спине не вызывает удивления. Именно дети ходили с лошадьми в ночное и купали их. Но в контексте данной картины это аллегория нового зарождающегося строя, который вывезет красный конь- революция.
Не знаю как вам, а мне эта картина нравится. Есть в ней что-то будоражащее кровь и мозг. Напишите свое впечатление в комментариях.