Найти в Дзене
Кот Баюн

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

Тесей и Минотавр. Фрагмент скульптурной композиции Фонтана Арчибальда в сиднейском Гайд-парке
Тесей и Минотавр. Фрагмент скульптурной композиции Фонтана Арчибальда в сиднейском Гайд-парке

Свой прошлый рассказ о столице Аттики – Афинах я закончил на том, что к VII веку до н.э. в этом городе-государстве наконец-то построили, нет, не коммунизм конечно, а ту систему общественных отношений, которую завещал мифический герой и царь Тесей. И все было бы хорошо, но...

Как то вдруг выяснилось, что завещанный предками «порядок вещей» это конечно здорово, но только почему то всем вокруг некомфортно, да и дела у государства идут далеко не блестящие. Судите сами:

Долгое время аристократы-евпатриды старались «задвинуть» надоевшего им царя-басилевса куда-нибудь на задний план. И вот, когда басилевса отодвинули от «руля государства», сделав его всего лишь «замом по идеологии», вдруг выяснилось, что дела у всех сословий не улучшились, а даже резко ухудшились.

Так художник изобразил мудрого древнегреческого царя-басилевса. Мне кажется, что реальность была попроще.
Так художник изобразил мудрого древнегреческого царя-басилевса. Мне кажется, что реальность была попроще.

В «добрые старые времена» монархии басилевс иногда снисходил к жалобам народа и мог «погрозить пальцем» зарвавшимся евпатридам, хотя бы для поддержания равновесия в государстве. Народ ведь можно было иногда использовать против аристократов для укрепления монаршей власти. А иногда и совсем наоборот поддержать евпатридов для выдавливания из народа дополнительных ресурсов. Такие вот властные «качели», характерные не только для монархии.

Тем не менее, даже такие вялые ограничения уменьшали аппетиты аристократов. Теперь же апеллировать стало не к кому, законов еще не написано, есть только традиция, хранителями и толкователями которой являются те самые евпатриды. Они и толковали, естественно с максимальной пользой для себя, а бесконтрольная власть до добра не доводит.

Битва за урожай на полях древней Греции
Битва за урожай на полях древней Греции

Земля все больше сосредотачивалась в руках кучки аристократов. Мелкие землевладельцы – крестьяне опутывались долгами и зачастую теряли право на большую часть урожая, саму землю или даже свободу. Продажа в рабство несостоятельных должников и членов их семей практиковалась достаточно широко.

Про участие крестьян в управлении государством или занятии их представителями, каких либо общественных должностей речи даже идти не могло. Демократическое общество древней Эллады не считало труд чем то почетным, его скорее стыдились и считали уделом рабов и «черни». Господствовало убеждение, что государственные должности должны занимать свободные от «черного» труда люди, получившие хорошее образование и воспитание и проводящие время в попытках достижения гармонии и размышлениях о «высоком».

-5

Ремесленники - демиурги в Афинах пока еще не многочисленны и не представляют собой серьезной силы. Их число будет быстро увеличиваться по мере развития производства и торговли, которые как раз к VII веку до н.э. начинают становиться более выгодным занятием, чем традиционное земледелие и скотоводство.

Сбор урожая оливок и изготовление оливкового масла
Сбор урожая оливок и изготовление оливкового масла

В это время уже начинается производство знаменитой афинской керамики, которая в недалеком будущем будет продаваться не только на всей территории Греции, но и за ее пределами. Керамические сосуды становятся тарой для оливкового масла, конечного продукта переработки новой сельскохозяйственной культуры Аттики – оливок. Распространение оливковых деревьев в Аттике, начинается как раз в это время, здешние условия оказываются идеальными для них. Многие земледельцы начинают засаживать ими свои наделы, вместо традиционных ячменя и пшеницы.

Значение оливы для экономики Аттики было столь велико, что существовала легенда о борьбе между Посейдоном и Афиной за право стать богом-покровителем города. Посейдон ударил в скалу трезубцем и оттуда забил родник. Афина Паллада воткнула в скалу Акрополя свое копье, которое превратилось в оливковое дерево. Афиняне выбрали ее покровительство, считая этот дар более ценным.

Фронтон Парфенона с изображением спора Афины и Посейдона. Современная реконструкция.
Фронтон Парфенона с изображением спора Афины и Посейдона. Современная реконструкция.

Но замена сельскохозяйственных культур дело непростое требующее времени и денег. В долги пришлось залезать и мелким землевладельцам и небогатым евпатридам. И далеко не все смогли эти долги отдать вовремя, а значит попали в еще большую зависимость от богатых землевладельцев. Но подробнее об этом в следующий раз.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

«Древний город Афины и его памятники» К.М. Колобова

"ИСТОРИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ" В. П. Бузескул

Далекий потомок той оливы, что подарила Афина у храма Эрехтейон. Внутри храма когда то находился еще и колодец с ключом солёной воды подаренным Посейдоном.
Далекий потомок той оливы, что подарила Афина у храма Эрехтейон. Внутри храма когда то находился еще и колодец с ключом солёной воды подаренным Посейдоном.

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

-9