J-Horror (Japan Horror) - это термин, обозначающий японские фильмы ужасов. Несмотря на свою специфичность и экзотичность, картины этого направления стали достаточно успешными за пределами Страны восходящего солнца. Такие фильмы отличаются от привычных нам, европейских или американских хорроров, прежде всего, уникальным культурным контекстом и скрытой философской тематикой.
J-Horror имеет глубокую историю и проистекает из японского фольклора. Многие мифологические типы, которые были разработаны еще в XVII-XVIII вв. были впоследствии переработаны и перенесены на киноэкраны, превратившись в мощнейшие киносимволы и кинообразы. Предлагаю вам небольшой список четырех фильмов, которые позволят вам окунуться в мир японских ужасов и переосмыслить для себя понятие "хоррор".
1. Звонок, 1998.
Режиссер Хидео Наката
Без сомнения, самый известный представить японских фильмов ужасов, во многом благодаря кассовому американскому ремейку 2002 года с Наоми Уоттс в главной роли. Уже здесь можно заметить, что японцы не просто хотят напугать зрителя (как, например, это происходит в американской версии): страх на экране переходит в некий экзистенциальный уровень. Сюжет фильма известен каждому: после просмотра видеокассеты с психоделическим содержанием звонит телефон, и раздается голос девочки подростка со словами: "Ты умрешь через семь дней", а человек, который посмотрел странную кассету действительно умирает через неделю. Идеальный для просмотра фильм, если вы незнакомы с J-Horror.
2. Кинопроба, 1999
Режиссер Такаси Миикэ
Жуткое кино плодовитого андеграундного режиссера Такаси Миикэ, от которого некоторые кинокритики даже падали в обморок. Первая половина фильма представляет собой мелодраму, рассказывающую о поисках уже немолодого мужчины новой жены, путем кинопроб для своего кинематографического проекта. Однако после лента превращается в настоящий кошмар, который еще долго будет будоражить ваше воспоминание.
3. Пульс, 2001
Режиссер Киёси Куросава
Еще один весьма известный японский хоррор, по которому сделан одноименный американский ремейк в 2006 году. Каким бы странным это кино не казалось, оно раскрывает проблему одиночества современных людей и поднимает острую тему влияния технического прогресса на отдельного человека. Вообще, обращение к проблемам различных новейших технологий для японцев характерная черта. Это проявляется и в аниме, и в литературе, и в кино. На этот фильм я писал отдельную рецензию в своей группе ВКонтакте, советую прочитать после просмотра.
4. Проклятие, 2002
Режиссер Такаси Симидзу
Культовая картина о предсмертном проклятии, наложенном женщиной на своего мужа-убийцу и дом, в котором ее убили. В этом фильме можно наблюдать олицетворение запредельного ужаса в виде маленького мальчика-призрака, издающего нечеловеческие звуки. Психологически неприятное и по истине пугающее кино.