Образовавшееся в конце XIX века Королевство Италия оставалось одним из немногих крупных европейских держав, лишённых колоний. А так как количество колоний в то время показывало силу державы и, помимо того, давало удобный рынок сбыта для отечественной продукции, при короле Викторе-Эммануиле III Италия начинает активно строить планы колонизации чего-нибудь.
Самым близким и соответственно удобным материком для колонизации Италией была Африка, которая, как мы знаем, уже как пол века была разделена между европейскими державами. А если свободной земли нет, значит её надо у кого-то отобрать. Проще всего на тот момент было оторвать кусок у стремительно деградирующей Османской империи, на тот момент уже как четверть века угнетаемой всевозможными европейцами от русских до британцев.
Целью итальянцев стала Турецкая Ливия, где, по утверждению итальянской прессы, находилось множество полезных ископаемых и мало турецких солдат. Помимо того как предлог проталкивалась идея освобождения ливийского народа от османского гнёта и перенос его под гнёт итальянский.
О притязаниях на Киренаику и Триполитанию итальянцы заявили ещё в 1878 году на Берлинском конгрессе, на котором Турцию угнетала Российская империя. На тот момент Великобритания и Франция были не против оккупации Италией Туниса и некоторых греческих островов. Франция так же молчаливо соглашалась с претензиями итальянцев на Триполи. Немного погодя, в 1902 году Италия с Францией подписывают секретный пакт о свободе вмешательства Италии в Марокко и Ливию.
Далее, на почве горячей нелюбви к Австро-Венгрии, Италия встречается уже с Российской империей. Обе державы хотели укрепления своих позиций на Балканах, обе державы не хотели усиления австрийцев. Поэтому в 1909 году итальянцы подписали с русскими опять же таки секретный пакт в замке Раккониджи, по которому на Балканах должен был сохранятся статус-кво, при нарушении которого, то есть претензий в отношении одной из сторон, вторая сторона обязывалась вписаться.
Окрылённые сим соглашением, русские дипломаты во главе с послом в Стамбуле Чарыковым отправились к османскому визирю Саид-Паше с предложением пропускать русские военные корабли в Чёрное море. Османы не растерялись, и тут же побежали к своему союзнику Германии с просьбой разрулить конфликт. Те предположили, что в этом нет надобности, так как британцы сами возразят, и не прогадали. После заявления британского посла о неуместности русского предложения, русская сторона дала заднюю, попутно пытаясь доказать, что ничего она никому не предлагала и вообще всё вы врёти!!!
Итальянцы же, заручившись согласием европейцев, окромя промолчавших союзников по тройственному союзу, начали подготовку к войне. Так как турок в Ливии было маловато, а снабжение их пополнениями и снаряжением было возможно только по морю, итальянское командование предположило, что захват Ливии будет для Италии «военной прогулкой» с бюджетом в 30кк лир. На него выделалось изначально 20к солдат и транспорт. так же предполагалось использование авиации для чего-нибудь.
Началась война 29 сентября 1911 года. 3 октября столицу региона — город Триполи — начал обстреливать итальянский флот, после чего город взяли 1.5к моряков. Турки, видя такие события, предложили вывести войска в обмен на частичное сохранение османского контроля над Ливией, но итальянцы, веря в свою победу, предложение отклонили. В течение октября практически всё ливийское побережье перешло под контроль итальянцев, которые, правда, застопорились при первом сопротивлении местных.
23 октября, в день, когда лётчик Карло Мария Пьяццо впервые совершил воздушную разведку на «Блерио XI», большую группировку итальянцев под Триполи окружили и взяли местные арабы. Видя такие успехи, итальянцы нарастили контингент в Ливии до 100к, что, правда, не особо помогло. В декабрьском бою под крепостью Тобрук итальянцев изрядно вымотал ещё никому особо не нужный Акатюрк. Война превратилась в позиционную: итальянцы ожидали, когда запертые в пустыне арабы сдадутся, оставленные без поддержки с моря, уничтоженной в феврале 1912 под Бейрутом.
В то же время итальянцы всё больше хотели поскорее окончить войну, так как она порядочно подточила итальянскую экономику. В октябре сложилась идеальная ситуация для мира: на Балканах вспыхнуло очередное антитурецкое восстание. Благодаря этому уже 18 октября в швейцарской Лазанне был подписан мирный договор. Соль тут в том, что стороны остановились на изначальном турецком предложении — выводе османских войск из уже частично контролируемой ими Ливии. Таким образом итальянцы больше года воевали впустую.
Стоит сказать, что несмотря на общую камерность конфликта, где чуть больше пятидесяти тысяч человек навоевали на двадцать тысяч фрагов, на расстановку сил в Европе он повлиял сильно. Тройственный союз, состоявший из Италии, Австро-Венгрии и Германии, казалось бы развалился, так как интересы его членов слишком сильно конфликтовали, а балканские славяне, увидев, какие турки беспомощные, вновь начали бурлить. Всё это было паровозом, на полной скорости несущимся к Великой войне.