Если бы в школе не было одноклассников и необходимости с ними общаться, это была бы совершенно другая школа. У кого-то из детей проблема привыкания к школе связана с процессом обучения, у кого-то - с усидчивостью, а у кого-то именно с необходимостью коммуницировать с большим количеством совершенно разных новых людей сразу. Мой сын относился к последним.
Согласитесь, что и взрослым людям порой сложно ужиться в новом коллективе, а иногда хороший коллектив удерживает человека от смены работы. А каково же адаптироваться маленькому человеку, который ещё только учится, в числе прочего, навыкам коммуникации!
Дело ещё усугубляется тем, что сейчас в обществе, на мой взгляд, усилилось культурное расслоение. И речь даже не о достатке и не о доходах, а именно о том, как человек ведёт себя, соблюдает ли элементарную вежливость, обучен ли элементарному этикету и умеет ли уважать других людей. Не хочу ворчать, как старуха, но всё же не могу не вспомнить, что наши воспитатели в детском саду просили приводить детей в группу, снабдив их носовыми платочками, а то и двумя, и учили пользоваться ими по назначению. И это при том, что платки были матерчатыми, и их нужно было стирать после использования. Сейчас же, несмотря на заполненные упаковками бумажных носовых платков полки магазинов, на землю сморкаются не только мужчины, но и женщины. Чего же ждать от детей, с которыми дома разговаривают при помощи ненормативной лексики зачастую уже с пелёнок? Вряд ли такой малыш, придя в школу, начнёт вести себя как-то иначе, чем он привык дома.
И вот мой сын пришёл в школу и столкнулся там с такими экземплярами. В первый месяц, когда все осматривались и осваивались, было ещё терпимо. Но вот когда освоились... С круглыми глазами мой первоклассник прибегал домой, вытаскивал из кармана измятую бумажку и показывал мне конспект: он записывал за одноклассником матерные слова и выражения, чтобы дома уточнить у меня, что же все эти слова обозначают. И иногда я затруднялась с определением лексического значения, настолько заковыристыми матерные неологизмы были. Но одним матом дело не ограничилось. В ход пошли кулаки. По классической схеме развития событий хулиганы в школе оказываются с самыми тяжёлыми кулаками. От этого мальчика страдали все. На уроках его ещё сдерживали учителя, но на переменах детям приходилось тяжело.
Пришлось ходить в школу, писать заявления директору, чтобы администрация приняла меры для обуздания дебошира. Я, конечно, понимала тщетность прилагаемых усилий, но всё же попыталась использовать все доступные мне средства, тем более, что на родительские собрания родители этого ребёнка никогда не ходили, я даже не знала, как они выглядят.
Как-то я увидела этого мальчика - грозу всего класса - на улице, в самой обычной обстановке. Он просто гулял в компании других детей. Его никто не трогал, никто не обижал и не вступал с ним в конфликт, и ребёнок, обращаясь даже к самому себе, через слово употреблял обсценную лексику: он не умел разговаривать иначе. Его никто не научил, а дома, видимо, все так и общались - на им привычном языке.
Не так давно, услышав интервью любимого актёра, в котором он рассуждал о причинах возникновения агрессии, я вспомнила эту школьную ситуацию. Действительно, получается так, что чем меньше человек владеет речью, чем меньше обучен вербальным способам выражения мыслей и общения с окружающими, тем выше уровень его агрессии. Ведь общаться он всё равно хочет, а как выразить свои мысли и чувства - не знает. И он становится злым на весь мир за то, что мир его не понимает. И особенно озлобляется на тех, кто способен к коммуникации.
В пятом классе мне всё же пришлось перевести сына в другой имеющийся в школе класс. Дети перешли из начальной в среднюю школу, освободившись от «диктата» одного классного руководителя, который контролировал ситуацию в целом. И каждый показал себя во всей красе: кто-то вскакивал посреди урока и ходил по классу, кто-то пел матерные частушки. В другом классе ситуация оказалась поспокойнее, дети дисциплинированнее. Но этого запаса хватило ненадолго: вступая в подростковый период, мальчики принялись выяснять, кто из них круче и главнее. Я уже писала, что спорт в мальчишеской среде имеет большое значение, спортсменов уважают и побаиваются, «ботаникам» порой достаётся или они становятся изгоями. С моим сыном всё было по-другому: учился он неплохо, вёл себя хорошо, но и на физкультуре показывал лучшие результаты, так как занимался большим теннисом с детства. Словом, не относился ни к одной из категорий, был непонятен. И это раздражало. Да ещё он, отточив свой сарказм в разговорах с сестрой, да и остальными домашними, стал понемногу подначивать одноклассников, подходя к ним, например, с такими вопросами: «Слушай, ты не знаешь, кто написал балет Чайковского «Лебединое озеро»?» И пока его оппонент «зависал», хихикал над ним. Не владея способами ответить на том же уровне и не сумев обойти моего сына в физкультурном зале, одноклассники прибегнули к единственному оставшемуся им способу: набросились на него скопом в мужской раздевалке. Раз уж по одному не получается, можно же задавить массой. Оставить просто так сложившуюся ситуацию я, конечно, не могла, последовала беседа классного руководителя с провинившимися, и те притихли. Но тенденция уже наметилась, дальше она бы только усугублялась. А кроме того, из-за проблем с дисциплиной неизбежно стало страдать качество обучения.
В итоге в седьмом классе я перевела сына в другую школу, где он благополучно проучился всё оставшееся время, закончив одиннадцать классов. Проблемы с дисциплиной в новом классе порой тоже возникали, но совсем иного рода (не в плане уничтожения человека человеком).
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Особенно буду рада любым комментариям по теме.