Продолжая тему самообразования на поприще воспитания, добил следующую книгу. Все подобные труды крутятся вокруг одних и тех же идей, никаких откровений или инсайтов. Уважай, слушая, не ври.
Соблюдай 3 простых правила и всё у вас будет хорошо. Но есть нюансы. =) и за этими деталями кроется дьявол.
Общие впечатления
Ладно, это лирика. Вернусь к книге. 10 глав-уроков, каждая нацелена на проработку определённой техники общения: безусловное принятие, помощь, слушание, дисциплина и т.д. В конце каждой главы есть ответы на частые вопросы по рассмотренной теме.
Некоторые уроки содержат упражнения для родителей. Например, как правильно активно слушать. Это простая техника, которая очень непростая в реализации, поскольку требует искренней веры в свои слова. Смысл в том, чтобы помогать ребёнку рассказать свою проблему до конца, для этого нужно проговаривать его же слова или его же смыслы, но делать в повествовательной форме. Самый простой пример: Я упал» и вроде бы логичным является вопрос: «тебе больно?» Но методика говорит, что вопрос настраивает ребёнка на борьбу, поэтому нужны эти же слова, но в повествовательной форме:
- Я упал
- Ты упал и тебе больно
- Да, вот тут больно
- Коленку ударил
- Ага, играл с Алёшкой и он меня толкнул
И это вот вообще не просто. Убрать вопросительную интонацию из голоса просто не реально =)
Как ни странно, дети требуют собственной зоны ответственности. И нужно уметь её плавно наращивать через совместные занятия. Например, ребёнок умеет сам одеваться, но не умеет застилать постель, поэтому сейчас мы застилаем постель вместе. Он подаёт тебе подушки, одеяло, покрывало, а ты их укладываешь. Затем он сам кладёт подушки, а ты только застилаешь одеяло и покрывало. Ещё через какое-то время вся обязанность по уборке кровати переходит ребёнку. Не бывает так, что он никогда этого не делал, а с завтрашнего дня делает целиком.
Из простых методик. Ребёнка нужно обнимать, минимум 4 раза в день, лучше 8 =) Ну вот такая статистическая инфа. Мопед не мой, но какие-то исследования под этим фактом есть.
Как любая книжка по воспитательной психологии она требует постоянного присутствия под рукой. Потому что так хочется вернуться к привычной методике воспитания: «Убери, пожалуйста», «Пошли кушать», «Надо заканчивать смотреть мультики» и т.д. За всем этим скрывается повелительные нотки, когда у ребёнка не остаётся ни выбора ни мнения, и что его услышали возникают истерики, драки и другие неприятные проявления. И если не «вспоминать» правила гармоничного воспитания, то всё само собой скатиться к привычному для тебя виду.
Кстати, чтобы понять что ребёнок испытывает при воспитание через повеление есть прекрасный пример. Представь себе, что ты работаешь на работе, где начальник несколько раз в день подходит к тебе и говорит: «А теперь ты должен включить компьютер и начать работать», «Через 20 минут твой обеденный перерыв заканчивается», «Ты должен доделать отчёт сегодня!» Ну и сколько бы ты смог работать на такой работе? А вот у ребёнка нет опции уволиться. Но есть вариант рассказать тебе куда тебе следует пойти через прошеную в тебя или в телевизор машинку. Поэтому давай не будем его ломать. Конечно, если у тебя есть такая цель =) Я ж не знаю что ты хочешь вырастить?
И самое простое правило. Включай голову. Если ребёнок лезет пальцем в розетку, то не надо активно слушать и безусловно принимать. Надо одёрнуть его и уже потом уже использовать все методики.
Выводы
Книжка хорошая. Язык простой, читается легко. Рекомендую, если есть необходимость. Держи под рукой и люби своё дитя