Найти тему
Коин Нвс

Назад в СССР или призрак 90х.

Мы не будем рассматривать исторические, политические и социально-экономические обоснования расцвета и распада СССР, оставим это историкам. Равно как и не будем рассматривать 90е в этом ключе. Почему? Да очень просто – факторов, влияющих на жизнь человека в любой период времени крайне много, и большая из них зависит все же от него самого.

Но есть неотъемлемые аспекты жизни любой из эпох.

Неопределенность

Существует распространённое мнение, что кризис сейчас мировой и всем уже сейчас тяжело, и будет только хуже. Почему нас это не беспокоит? При всей встроенности в мировую экономику, мы живем здесь и сейчас, впрочем, как и завтра, а вот завтра пугает своей неопределенностью. Эта неопределенность бывает нескольких типов и базируется на двух основных посылах: у меня завтра кончатся деньги и чем мне кормить семью и второй - завтра я не смогу заработать. Эти основания так близки, но фундаментально различны. Первый оставляет тебе шанс и возможность что-то предпринять, второй – косит полностью, создавая условия для панических настроений, вводя в стресс и подталкивая человека на необдуманные поступки, противоречащие всему, что может прийти на ум. В 30ее годы, в период великой депрессии в США, неопределённость была второго типа, что привело к очень тяжелым последствиям для людей. В 90е годы в молодой России все же было больше первого типа, деньги в экономике были, а значит были возможности зарабатывать, однако, ощутимая часть наших сограждан ушла в криминал, что является индикатором сращения двух неопределённостей, т.е. когда человек не знает и не видит способа заработать, но деньги в экономике есть (прим. второй тип неопределенности предполагает существенное отсутствие и недостаток средств в самой экономике).

Рост цен и инфляция

-2

Второй аспект жизни человека в кризис, помимо неопределённости, - как ни странно уверенность. Уверенность в том, что завтра ты не сможешь себе позволить то, что мог вчера. Рост цен и инфляция в купе с непониманием как завтра заработать средства к существованию ввергает человека в ужас. Ничего не напоминает? (прим. понимаем, что не все читатели жили в 90е, но те кто жили...). Жизнь одним днем, и это не завтра, сегодняшним днем, без возможности строить планы, это период трат всего что есть, в надежде на слепую удачу.

Каждый сам за себя

-3

Третий аспект – каждый сам за себя. Во всем многообразии этого слова. Общество перестает поддерживать человека в его трудностях через какие бы то ни было механизмы, общество выталкивает человека на периферию, создавая условия для формирования закрытых сообществ, малых и средних, не принимающих общие правила, которые, к слову, только и регулируются законом. Сам по себе этот механизм хорош, он позволяет зарождаться общественно-политическим движениям, кооперациям, профсоюзам. Но работа этого механизма осложняется простым фактом – все эти объединения не имеют серьезного влияния в этом обществе, т.е. люди сами вынуждены объединяться (что хорошо), но цель их объединения становится исключительно декларативной и не влияет на жизнь общества в целом.

Криминал

-4

Основной аспект – криминал. И вот эти объеденные люди, без уверенности в будущем, в системе тотальной ненужности, в поисках самоидентификации и средств к существованию, начинают собственноручно отбирать права, свободы и средства у других людей, что ужасно. Размах криминала, захлестнувший России в 90е годы, впечатляет, помимо объединений, большинство людей не считали зазорным что-то украсть, обмануть другого, и что уж говорить, украсть у государства (уже не общество, потому как государство, до сих пор у наших соотечественников не считается тождественным обществу, в силу третьего аспекта, где каждый сам за себя) считалось нормальным. Государство, не создавшее механизмы поддержки одного и каждого, продолжало работу в организации системы управления, забыв про людей.

Вместо выводов.

Фатальная неопределенность, инфляция и изоляция человека, отдаление его от благ общества, от возможности влиять и быть нужным, многих выталкивает за рамки правил функционирования этого общества. В психологии есть термин – девиантное поведение, оно означает – "устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм" (ru.wikipedia.org). Страшно в 90-е было то, что криминал, мелкое воровство и обман стали нормой. Романтизировали преступность, породили множество фильмов, где главные герои – преступники становятся жертвами системы и общества. Этот контекст все еще крепко сидит в наших людях: честно заработать нельзя, все воруют.

К чему это все? Идем мы ли в 90е? Каждый делает выводы сам, нам кажется, что наше общество и люди все же не стремятся в эти условия и методы. Мы хотим верить в наших детей, в наших друзей и наше общество.

Что делать? Государство – это не левиафан, и чтобы им не стать оно должно обратить внимание на создание механизмов поддержки каждого человека в этом обществе, тогда и только тогда, оно будет способно не вопреки, а благодаря, развивать человека и само себя. Мы не зря стараемся отождествить государство и общество. Государство как инструмент принуждения (прим. самое распространенное определение в социально-политических науках) к соблюдению норм и правил общества, все же опирается на общество, это формат общественного договора. В момент, когда государство станет уделять внимание каждому человек общества, оно непременно достигнет успеха. Мы верим, что именно так и будет.