Летние месяцы моего детства проходили в гостях у бабушек и дедушек. Сегодня вспомню село Пристань Свердловской области.
Помню, у моих бабушки и дедушки дома всегда была одна и та же обстановка. Три иконы в углах, красиво заправленная кровать с белой вышитой дорожкой на высокой перине.
На кровать ту ложиться было нельзя. Только когда расправят! В другом углу стоял бабушкин диван. На него тоже ложиться было нельзя. Потому что бабушкин. Она часто на него ложилась отдохнуть. Вставала рано, пока помолится, пока приготовит завтрак. Часто ходила в церкву. Уставала.
В этой же большой комнате стоял комод и сервант.
В комоде лежало бельё, не представляющее интереса для любопытных маленьких и побольше девочек. В шкафу-серванте стояла ручная швейная машинка, в выдвижных ящичках лежали дедкины медали, удостоверения, документы и облигации, не имеющие ценности в настоящем времени.
По центру комнаты был круглый стол, на котором, под белой салфеткой с выбитой вышивкой в углу, стоял чёрно-белый телевизор.
Дальше распологалось зеркало-трюмо - любимое место внучек для кривлянья, а позднее для нанесения макияжа.
Рядом с кроватью возвышался шкаф почти до потолка, на дверцах которого внутри сохранились рисунки карандашом времён наших мам.
На полу лежал большой палас. Отапливала помещение черная блестящая круглая печь на весь дом . То есть она стояла посередине и часть её располагалась в большой комнате, а другая часть в гостиной.
Гостиная представляла собой тоже большую комнату с пристроенной малюсенькой кухонькой на одну хозяйку.
От двери направо стояла дедкина металлическая панцирная кровать.
Дедка часто полёживал на своей кровати, или посиживал на стуле в большой комнате возле окна. Интересней, чем телевизор ему было смотреть, что происходит на улице. Вот бабушка возвращается из церквы, вот соседи идут домой, а вот и хлеб привезли!
Сидел дедка поджав ноги под себя.
Позже я узнала, что он обморозил ступни на войне. Возможно, эта поза для сидения ему была более комфортна.
Чаще всего дедка одевался в зелёную гимнастерку и брюки-галифе. Не помню, чтобы дедка ходил раздетый - даже после бани на нем было надето светлое тканевое нательное бельё. Трикотажа тогда ещё не было как сейчас.
Рядом с дедкиной кроватью тарахтел холодильник. Пока позволяло здоровье и были силы, они держали корову. Поэтому из холодильника доставали трехлитровые банки с молоком, которые быстро расходились по детям и внукам.
Мы добрались до окна в огород. Там рядом с картошкой росли бобы, которые были не прочь сорвать дети. Также мы ждали урожая огурцов и моркови, для чего исправно вечером поливали посадки, таская ведёрки от пруда - туда пустые, обратно полные!
У окна стоял крашенный деревянный диван. Он никогда не скрипел и был любимым местом нескольких поколений детей.
Конечно, в гостиной располагался добротный стол - надежный и крепкий.
На полу были постелены тканые дорожки-половички и круглые вязанные коврики.
Также была и большая русская печь, но при мне её не топили. Бабушка пользовалась газовой плитой. Газовый баллон стоял тоже на кухне, для него нашли местечко.
Кухня была маленькая. Полтора на полтора метра, наверное. На кухне был вход в голбец с картошкой. Стоял стол с дверцами и был навесной ящик.
Рядом с кухней, возле тяжёлой входной двери, стоял рукомойник с ведром внизу. Когда я мыла руки, всегда боялась, что вода перельется.
Выйдя из двери, которую оббил дерматином в последний приезд внук Валерка, мы попадаем в сенки.
В сенках тоже всегда всё было на своём месте. И кадка с хрустящей квашенной капустой зимой, и коромысло с блестящими оцинкованным вёдрами летом.
Справа была дверь в кладовку. Там было темно. Бабушка приносила оттуда муку, крупы и макароны, которые хранились в больших круглых металлических ёмкостях.
В кладовке детям делать было нечего, поэтому я её помню плохо.
Другое дело веранда!
Её дверь со стеклянными вставками располагалась напротив кладовки и она представляла наибольший интерес для нас, внучек.
Если в доме шуметь было нельзя, то здесь мы могли играть вволю.
С одной стороны на веранде стояла кровать, на которой можно было сколько хочешь лежать. Также там был стол, на котором можно было и рисовать и шить одежки пупсикам.
Но больше всего нам нравились два сундука! В них лежали разные хорошие вещи прошлых времён.
Яркие вполне шли на одёжку для кукол!
Бабушка вешала венички из разных лекарственных трав сушиться на веранде, отчего воздух наполнялся душистым пряным ароматом.
Сенки заканчивались двумя ступеньками и рядами обувки разных размеров. Преобладали калоши. Здесь были две двери- одна на улицу, вторая во двор.
Экскурсия по дому закончилась.
Но хочу добавить следующее.
В моём детстве была некая константа. То, что никогда не менялось. Если висел тонкий ковер возле кровати, то он висел годами. Снимался, когда белили стены.
И вот от этого постоянства в нашем огромном, меняющемся мире, на душе было спокойствие. Для ребёнка это очень важно - знать, что тебя любят, ждут и ничего не поменяется - так будет всегда!
Спасибо за внимание!