Найти тему
Медиабревно

Горе от Zoom’a

Рука рынка берет за горло даже через интернет

Когда ввели карантин и позакрывали все магазины и учреждения, я надеялся, что мы наконец-то отдохнем от назойливых рекламщиков и маркетологов. Их товары и услуги никуда не делись, но, по крайней мере, их нельзя стало купить. Однако мутация капитализма произошла почти мгновенно.

Время и пространство спасали его от потока бесконечных предложений.

Прежде невозможность присутствовать на том или ином мероприятии или покупки того или иного товара объяснялась прежде всего физической невозможностью. Человек мог жить в другом городе, мог одновременно уже посещать другое мероприятие, мог потратить имеющийся у него бюджет только на то, а не на это. Время и пространство спасали его от потока бесконечных предложений. Капитализм, конечно, предпринимал все, чтобы заставить человека заплатить именно за эту услугу или товар из миллиона предлагаемых. Даже самый продвинутый промоутер не готов был привезти потребителя из Челябинской области в Москву, чтобы тот сходил на концерт Iron Maiden.

Нахождение в другом месте и ограниченность доставки товаров были по умолчанию оправданием неприсутствия. Все это разом изменилось, когда вся страна засела дома на самоизоляции, объединившись в одну сеть. Даже те, кто прежде был выключен из этого глобального единения, к нему подключился. Теперь неприсутствие уже не может быть достаточным оправданием. Присутствуют все, у кого есть интернет (а это почти каждая российская семья). Все оправдания внезапно перестали иметь свою силу. Не мог позволить неподъемную цену за билет Iron Maiden? Онлайн-трансляция стоит всего 1/10 от той цены! Не мог приехать из Челябинска? Никуда не надо ехать, мы придем сами! Не можешь из-за работы? Просто подключись и смотри прямо в рабочее время!

То, что раньше было платно, стало в сети бесплатным. То, что не доставлялось курьером, стало доставляться. Прежние оправдания об отсутствии денег и невозможности приехать теперь потеряли смысл. Даже учеба попала в это поле. Школьник или студент могли прогулять пару или урок. Теперь они как будто вынуждены присутствовать на всем и лишены опции прогула. Интернет есть у всех, и сложно подобрать оправдания. Даже болезнь уже перестала быть таким оправданием: лежи и смотри в экран\дисплей.

При этом новостные сводки каждый день сообщают, что дела у бизнеса ухудшаются. Чем хуже становятся дела, тем настойчивее становятся маркетологи. На блюдечке прямо домой подносится все. Не можешь посещать фитнес-клуб? Сделаем занятия онлайн. Не можешь продолжать ремонт? Привезем гвозди и краски на дом. Не хочешь готовить? Привезем любое ресторанное блюдо. Потребитель в своей квартире по сути уже собрал всю вселенную со всеми возможными товарами и услугами.

В такой ситуации, когда твой дом внезапно превратился в супермаркет, чувствуешь, что у тебя как будто стало еще меньше свободы. Даже если ты ничего не покупаешь и никуда не подключаешься, ты тратишь много сил на то, чтобы просто отбиваться от этого шторма предложений.

Ray Garraty

________________

"Коронавирус: в будущее без капитализма"