Найти тему
11K подписчиков

Снижаем обороты: что предпринимают игроки бьюти-рынка

9,4K прочитали
С конца марта в большинстве регионов России приостановили работу салоны красоты и спа-центры. Они будут закрыты минимум до конца апреля.

С конца марта в большинстве регионов России приостановили работу салоны красоты и спа-центры. Они будут закрыты минимум до конца апреля. Первыми с ограничениями столкнулись московские предприниматели: по распоряжению мэрии все заведения прекратили принимать посетителей 28 марта. Редакция «Своего дела» расспросила бизнесменов и узнала, почему они отказываются от выездного обслуживания, на каких услугах пытаются зарабатывать и как удерживают сотрудников

Почему не получается работать «на доставку»

«Президент России объявил нерабочий месяц с сохранением зарплаты за счёт работодателей. Малый бизнес, а это и мы, и наши клиенты, уже существует на грани выживания, мы не можем позволить себе такое. Для многих такое решение станет ударом, после которого не получится оправиться», — считает Мария Филатова, управляющий партнёр и совладелица российской компании RED spa management (занимается строительством спа-центров и управлением объектов).

Сколько компании теряют за день простоя:

77 000

Экспресс-маникюр в торговом-центре

50 000

Экспресс-маникюр в бизнес-центре

100 000

Салон красоты в бизнес-центре

Источник: подсчёты РБК

После введения карантина все салоны, которыми управляет RED spa management, пришлось закрыть. Чтобы сохранить клиентов, основательница планировала организовать спа-кейтеринг, то есть оказывать услуги на дому. Но от идеи отказались. В указе мэра Москвы говорится, что салоны красоты и спа-центры могут оказывать косметические услуги «с условием доставки». Но, как объяснила предпринимательница, из документа неясно, относится ли к их числу выездное обслуживание.

«Это спорно и с юридической, и с этической точек зрения. В основном клиенты пока не готовы пускать к себе посторонних людей. Но мы вернёмся к такому варианту, если карантин станет менее жёстким»,
— добавила Филатова

Указ мэрии Москвы не запрещает владельцам салонов отправлять мастеров на дом. «Термин „доставка“ подразумевает, что покупатель получает товар или услугу вне места нахождения продавца», — говорит управляющий партнёр консалтинговой компании 4B Solutions Татьяна Григоренко. 4 апреля в указ внесли изменения. Теперь работу смогут возобновить салоны красоты, спа-салоны, массажные центры, солярии, бани и сауны, у которых есть медицинская лицензия. Она нужна, в частности, для того, чтобы включить в перечень услуг некоторые виды массажа (например, мануальный) и эстетические процедуры для улучшения кожи (химический пилинг, фотоэпиляция и другие).

Пока сотрудники RED spa management организуют онлайн-консультации со специалистами салонов и доставляют косметику на дом. Заказы принимают через социальные сети и мессенджеры, а также по телефону. Насколько популярна сейчас услуга, предпринимательница не уточнила.

Советы и сервисы, которые помогут организовать работу и не потерять клиентов

Стоит ли выезжать на дом

«Я против оказания услуг на дому. Необходимую дезинфекцию мы можем обеспечить только в салоне. А рисковать здоровьем команды и гостей мы не готовы», — рассказала Ксения Туманова, совладелица сети парикмахерских Birdie в Москве. В начале марта число клиентов салонов сократилось в два раза: с 20–30 до 10–15 человек. Выручка также упала вдвое. Конкретные цифры предпринимательница не называет.

До 28 марта, дня закрытия, команда пыталась привлечь посетителей дополнительными 10%-ми скидками и бонусными баллами, которые можно было обменять на бесплатные услуги при следующем посещении. Сейчас компания перенесла все записи на период после 30 апреля. С арендодателями руководство салона договорилось об отсрочке. А заработные платы планирует покрыть за счёт накопленных резервных средств.

Читайте также

В две смены: как предприниматели держат удар

«Единственное, на чём мы могли бы сейчас зарабатывать, — это онлайн-обучение. Но появилось так много контента, что мы решили делиться знаниями бесплатно, как делали это раньше в салонах», — рассказала Туманова. Сейчас сотрудники проводят онлайн-консультации в Инстаграме. В той же соцсети компания запустила рубрику #birdiegirls_at_home: используя этот тег, клиенты делятся фотографиями и рассказывают о том, как ухаживают за собой дома.

«Мастера тоже очень тяжело переживают карантин: им скучно без работы, не все вещи сводятся только к товарно–денежным отношениям»,
— добавила Туманова

От выезда мастеров на дом отказался и салон Milky Club. До этого еженедельная выручка компании составляла около 1,75 миллиона рублей. Сейчас она продаёт косметику и наборы для снятия геля-лака. На момент публикации клиенты сделали около 200 заказов. Выручка от этой услуги, как считают в компании, позволит обеспечить четырнадцати сотрудникам головного офиса и тридцати топ-мастерам хотя бы часть зарплаты. Её уже сократили на 20 %.

«Мы сейчас делаем всё, чтобы сохранить сотрудникам минимальную зарплату. Мастерам помогаем оформить справки для банка при получении отсрочек по кредитам. Не планируем никого увольнять, потому что не собираемся закрывать студии и начнём работать, как только нам разрешат. Но допускаем, что сотрудники могут сами уйти туда, где получится зарабатывать», — рассказал владелец салона Анатолий Юдин.

На 85 %

упали обороты салонов красоты

На 86 %

упали обороты спа-центров

Источник: данные компании «Эвотор» за март

В другой московской сети — Mute — собираются продавать электронные сертификаты с 25%-й скидкой. Ими можно будет воспользоваться после открытия салона. «Мы стараемся организовать хоть какой-то приток денежных средств», — поделилась соосновательница сети Алина Швец. За последние недели, до начала нерабочих дней, количество клиентов сократилось со 100 до 36 человек, а выручка уменьшилась в 2,5–3 раза, как сообщила предпринимательница.

Параллельно в компании обновляют базу знаний сети, анализируют показатели и проводят для сотрудников вебинары по работе с клиентами. Сейчас, со словам Швец, владельцы сети пытаются договориться с арендодателем о скидках или полной отмене платежей на время простоя. Чтобы покрыть все расходы, они планируют взять кредит, если карантин затянется. Размер займа предпринимательница назвать затруднилась. Она уточнила, что ежемесячные расходы салона составляют около 1,5 миллиона рублей.

Читайте также

Спорт во время пандемии: что делать фитнес-клубам

Владельцы компании также проинформировали сотрудников о финансовых трудностях и попросили делать накопления. «Они отнеслись с пониманием, а кто-то даже сам предлагал помощь», — утверждает Швец. С частью подрядчиков, например дизайнерами, фотографами и видеооператорами, сеть уже прекратила сотрудничество. Компания также заморозила строительство нового салона.

Кому не нужна онлайн-программа

«Наша выручка упала до нуля. Мы не работаем, так как соблюдаем закон и не хотим подвергать риску массажистов и клиентов», — рассказала соосновательница сервиса Speedyspa Наталья Кармалеева. Сервис работает как агрегатор — через сайт клиент может вызвать массажиста на дом. С компанией сотрудничают 80 специалистов. Они платят компании 40 % от суммы заказа.

По словам предпринимательницы, сейчас в профильных группах специалисты активно обсуждают, как им продолжить работу, соблюдая все ограничения мэрии. «Насколько я понимаю, оказывать такие услуги можно только в салоне, а клиент и мастер должны находиться на расстоянии полутора метра друг от друга. Пытаемся разобраться, как массажисты могут соблюдать такое правило», — говорит Кармалеева.

Во время простоя компания бесплатно делится образовательным контентом в блоге на сайте: например, сотрудники рассказывают, как поддерживать физическую форму на карантине. Владельцы Speedyspa также обсуждают запуск онлайн-курсов массажа.

«Но некоторые наши мастера против этого. Сложно обучать массажу без тактильного контакта. Тут, как в йоге, важно поправить человека и показать приёмы с помощью рук»,
— поделилась предпринимательница

Кармалеева рассказала, что сейчас компания разрабатывает новые опции на сайте — например, раздел «Личный кабинет», где клиенты смогут делать и отслеживать заказы, накапливать баллы по программе лояльности. Для этого привлекли дизайнера на аутсорсе.

Из-за приостановки работы сервиса владельцы компании и штатные сотрудники временно отказались от зарплаты. По словам Кармалеевой, все члены команды согласились подождать. Также приостановили рекламу. Поскольку офиса и рабочих площадей у Speedyspa нет, пока компания тратит деньги только на поддержку сайта и связь. Размеры расходов предпринимательница сообщить отказалась.