Наша история началась с дальнего авиаперелета , хотя нет … еще за 20 лет до него.... у одного водителя автобуса в Тайланде закончился бензин ….. а дальше клубы , бары , спортивные машины , прыжок с парашютом и даже летающая свинья. оготип компании.
Это рассказ о компании REDBULL , всемирно известном бренде , создавшем по сути новую нишу продукции - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НАПИТКИ. ВЫ можете по-разному относиться к этому товару , но еще 40 лет назад , если человека накрывала усталость и нужно было взбодриться - в голове рождался исключительно образ чашки горячего кофе. Альтернативы этому почти не было , но прошло время и сегодняшняя молодежь в подобной ситуации предпочитает именно энергетик .
RED BULL в начале был малоизвестным тайским бодрящим напитком , имел другое название и продавался исключительно на заправках . Первыми и основными его потребителями были дальнобойщики , водители рейсовых автобусов и местных ТУК-ТУКов . Кто из Вас был в " стране улыбок " конечно знает эти бешеные малолитражные павозки развозящие туристов. В местных магазинах и сегодня покупателей привлекает маленький пузырек со всемироно известной символикой . Это и есть тот самый НАСТОЯЩИЙ RED BULL а точнее
"Krating daeng" в переводе " Красный индийский буйвол " известный местным жителям еще с 70-го года .
Придумал его Чалео Йовидья , а его сын и нынешний совладелец компании Чалерм Йовидья изображен на фото ниже . Чалео в Тайланде национальная гордость , человек-легенда можно сказать , выходец из народа , из семьи простых фермеров.
Родился в 1923 году и как большинство мировых миллиардеров с самого детства стремился добиться успеха и верил что станет одним из богатейших людей не только своей страны но и всего мира . Удивительно еще и то что наш герой истинный таец. Коренным жителям Тайланда как известно по природе не свойственно предпринимательство , а большинством крупных компании руководят выходцы из Китая многими поколениями живущие в этой стране.
Выучившись на фармацевта , в 30 лет Чалео открывает компанию "TC Pharmaceutical Industries Co".
Основной бизнес-идеей было создание тонизирующего напитка не горячего как кофе, а именно холодного и длительного хранения. На 30-35 градусной жаре круглый год стоящей в Тайланде намного приятнее было выпить не кофе, а что-то прохладное и взять это с собой. И да.... , это было попадание в 10-ку.
Но успех был еще впереди , а для начала надо было разработать рецептуру. Надо признать что Йовидья не был пионером в создании энергетиков . Основу рецепта в которую уже полвека входят Таурин , Кофеин , Сахароза , витамины В6 и В12 была разработана японской компанией "Taisho Pharmaceutical" и продается в стране восходящего солнца под брендом "Lipovitan-D".
В Тайланде , еще до появления RED BULL , с 1965 года продается другой энергетик "M-150" производимый тайской компанией "Osotspa Corporation" по лицензии того-же японского производителя.
Но напиток долгое время был малоизвестен широким массам Тайланда потому что продавался исключительно в аптеках. Чалео Йовидья дополнил рецепт "Lipovitan-D" но решил пойти ближе к потребителю. Он помнил случай из детства , когда его брат чуть не погиб в автобусе из-за заснувшего за рулем водителя , поэтому наш герой стал продавать свой продукт не в аптеках , а на заправках .
.... И не прогадал , к 1975 году про "Krating daeng" знал почти каждый водитель в стране. Со временем оба конкурента поняли ошибку своего маркетинга и тоже вышли в розничную сеть. И все равно , почти 20 лет энергетические напитки оставались лишь азиатской диковинкой . В остальном мире про них было известно мало.
Все изменилось в 1984 году по воле случая . Один австриец по имени Дитрих Матешиц работал в то время директором по маркетингу международных рынков компании "Blendax" , той смой что разработала зубную пасту "Blendamed". Дитрих часто совершал трансконтинентальные перелеты и поэтому страдал синдромом ДЖЕТЛАГА- то есть нарушением суточного ритма человека связанного с частой сменой часовых поясов.
Однажды , после длительного перелета для деловой встречи в Тайланд , австриец почувствовал себя особенно неважно. Он позвонил своему агенту и спросил , нет ли у него какого-нибудь снадобья чтобы помочь организму перед переговорами. И товарищ принес Матешицу вместо таблетки ту самую баночку "Krating daeng" .
Синдром перелетов как рукой сняло и Дитрих был вдвойне удивлен что ничего подобного в мире он раньше не встречал.
Решив свои дела по бизнесу предприниматель сразу связался с производителем Чалео Йовидья. Весь вечер он выпытывал у тайца историю происхождения данного энергетика. Чалео поведал ему не только основу рецепта , но и что за образец он взял продукт фармацевтической компании из Японии "Taisho Pharmaceutical".
Матешиц не стал задавать Йовидьи некорректный вопрос про его заработки , а решил выяснить какой капитал у владельца японсокой фабрики мистера Тайшо. Австриец был по-настоящему шокирован когда узнал не просто состояние японского фармацевтического магната , а увидел его на 1-м месте списка богатейших японцев 1983 года. Не банкир , не риэлтор , а владелец завода производящего никому не известный в Европе и Америке напиток возглавлял это рейтинг.
Дитрих Матешиц настолько поверил в будущее "Krating daeng" что предложил Чалео Йовидья организовать совместную компанию по продвижению его энергетика по всему миру. Каждый из парнеров вложил по 500000 долларов в стартовый капитал , при этом австриец играл вабанк поставив на кон фатически все свое состояние и бросив престижную работу в "Blendax".
Первым делом Дитрих подал заявление на получение лицензии для торговли высокоэнергетическим напитком у себя на родине , в Австрии . Но дела пошли не сразу . Целых 3 года пришлось ждать разрешения , а скорее убеждать всех вокруг что напиток безопасен . Пробивая лицензию австрийцу даже пришлось делать запрос в японскую "Taisho Pharmaceutical" . Только у них был результат клинических исследований Таурина ( одного из составляющих нашего энергетика ) с доказаной пользой для сердечно-сосудистой системы.
Более того заводы отказывались производить даже пробные партии тайского снадобья не веря в его успех .
И наконец добро на производство дал крупнейший производитель соков в Австрии и 3-й в Европе - компания "RAUCH". Снова сработал талант Дитриха Марешица как переговорщика и то что бизнес соков оказался семейным. Австриец очень хорошо подготовился к встрече с владельцами предприятия , знал историю бренда "RAUCH" и напомнил как их дедушка еще в 1919 году похожим образом начинал бизнес продава свой фирменный сидр.
Следущей проблемой стал первонаальный маркетинг. Дитриху не нравились ни многочисленные дизайны банки которые предлагали художники , ни слогал своего продукта . Так же оставался открытым вопрос с европейским названием напитка. Тут Матешицу помог друг детства Йоханес Каснер , на тот момент владелец рекламного агенства. Ему и пришли в голову , и 2 быка , и само название "RED BULL", и всем известный слоган "Он окрыляет".
Продажи пошли . Лучше чем "никак" , но все же медленно. Австрийцу можно сказать повезло , через 2 года когда их стартовый капилал с Чалео почти растаял "RED BULL" кое-как начал работать в "+" ... шел 1990 год.
Следом за своей родиной Дитрих вывел компанию на рынок Венгрии , Германии и Англии . Матешиц был настоящим гением продаж и вместе с созданием нового рынка напитков в Европе параллельно менял и маркетинг. Изначально австриец сделал упор на молодеж - "RED BULL" начали продавать через бары и пабы.
Но и это получалось не везде. В Швеции и Финляндии , к примеру , энергетик не пускали дальше аптек и в итоге продажи снова начали падать.
Тогда Матешиц пошел к студентам напрямую . В общежития университетов "RED BULL" отправляли ящиками на что у Дитриха было ОДНО условие - устраивать тематические вечеринки которые он так же спонсировал .
"Одна банка и танцуй всю ночь " - такой был слоган , и старый как мир " сарафан" сделал своё дело .
Рынок Америки покорялся похожим образом , бары , ночные клубы , студенческие вечеринки , и конечно , как везде в продажах , не обошлось без вранья !). Помните коктейль "Водка+"RED BULL" , в сети ходит много историй его создания . На САМОМ ДЕЛЕ , в начале это был ФЕЙК. Просто австриец постоянно ездил по всем этим мероприятиям , смешивал водку со своим энергетиком заявляя что вся продвинутая Европа уже давно так выпивает .
А эти MINI COOPER с фирменной сине-красной расцветкой и испалинской банкой на борту . Вы же наверняка встречали их на дорогах Российских мегаполисов. Лично я каждый раз не знаю что мне больше всего бояться при встече с таким авто - блондинку-модель за рулем или 100- литорую банку "RED BULL" которая того и гляди сорвётся и поколечит с 10-к машин !).
Еще через 10 лет , к 2000 году , продажи "RED BULL" превысили 200.000.000 банок.
Дальше Дитрих Матешиц пошел с рекламой в спорт , но не в футбол , хоккей или теннис ."RED BULL" стал спонсировать экстремальные виды спорта ( скалолазание , серфинг , сноуборд ) , где вообще наличие спонсорских контрактов еще 25 лет назад было чем-то уникальным. Теперь же любое сумасшедшее спортивние мероприятие почти всегда ассоциируется с "RED BULL".
Помните ,4 года назад , мы все наблюдали за самым высотным прыжком из стратосферы парашютиста Феликса Баумгартнера , по ходу дела 10 минут свободного падения разглядывая логотип нашего энергетика.
Ну и конечно , "вишенкой на торте " рекламных мероприятий "RED BULL" стал "Flugtag" ( день полетов ). Чемпионат самодельных летательных аппаратов идею которого австриец когда-то подсмотрел на ярмарке в Англии.
К началу 2010-х Дитрих Матешиц с "RED BULL" стал настолько крут что в целях продвижения он перестал покупать рекламу у компаний - он стал покупать сами компании. Несколько раллийных команд , 2 футбольных клуба и команду "Формулы 1". Когда мы видим боллид с надпиью "RED BULL" на трассе королевских гонок мы понимаем что это не просто реклама спонсора - это и есть "RED BULL" , и это действительно дорогого стоит .
На данный момент семья Чалео Йовидья , который умер в 2012 году владеет 51% акций.
Дитрих Матешиц уступил ему , как автору идеи , контрольный пакет акции.
Большая часть "RED BULL" для европейского рынка так и производится на мощностях австрийского завода "RAUCH" - это можно прочитать на любой банке .
Так же интересен факт что несмотря на оглушительный успех в Европе и Америке "RED BULL" в итоге проиграл в Азии имея там только 35% рынка. В Тайланде кстати есть еще 2 человека сколотивших миллиардное состояние на производстве энергетических напитков , но это уже другая история.
Время идет . В этом году уже 50 лет с тех пор как неизвестный истории водитель тайского автобуса зашел на заправку и купил первую банку никому не известного бодрящего напитка ..."RED BULL" - энергетика , который сделал долларовыми миллиардерами обоих его создателей.
Йоджи Йохара - нынешний владелец "Taisho Pharmaceutical" имеет состояние 1,08 млрд $ только за то что владеет патентом на одно из составляющих "RED BULL"
Семье Чалео Йовидья пренадлежит 19,9 млрд $ , а Дитрих Матешиц владея 18,9 млрд $ является самым богатым австрийцем и №53 в списке богатейших людей мира ...
ТОЛЬКА ЕЩЕ БУДЕТ ...
Если Вам понравилась статья - буду благодарен за комментарий , лайк и подписку... Заходите на мой одноименный YouTube канал " Форекс курс Биржевой спекулянт " .