Рассказ прислан нашим читателем в рамках пятого сезона акции «Заработай на своей истории о птицах». С 1 по 30 апреля 2020 г. бонус составит 3000 рублей. Ссылку на условия акции вы найдете внизу страницы.
Что послужило причиной появления первой птицы в нашей семье, мне теперь уже не вспомнить. Мал я был тогда, в школу ещё, пожалуй, не ходил. Это была канарейка, вернее, кенарь радикально жёлтой окраски. За эту особенность мы прозвали его Желтком.
Яркой индивидуальностью Желток не обладал. Целыми днями он прыгал с жёрдочки на жёрдочку да временами дремал, засунув голову под крыло. И был бы он весьма скучным питомцем, если бы не одно достоинство: пел он просто божественно!
Радовал он нас своими трелями, правда, довольно редко. Однако как-то раз был обнаружен способ сподвигнуть его на внеочередной концерт. Для этого оказалось достаточным включить пылесос. Стоило проделать это нехитрое действие, как “включался” и Желток. После этого пылесос был уже не нужен – запала хватало довольно-таки надолго.
Вторая птица поселилась у нас благодаря случайности. Мой дядя в то время был студентом. Как-то раз, следуя на очередные занятия, он шагал по направлению к ближайшей станции метро и заметил по ходу движения сидящего на ветке волнистого попугайчика. Была поздняя осень, температура лишь немного выше нуля, и уроженец тёплой Австралии явно был не в своей тарелке.
Попугай сидел хоть и невысоко, но всё же не настолько, чтобы его можно было достать рукой, хотя бы и подпрыгнув. В ход пошла смекалка. Дядя снял с головы шляпу и метнул её в сторону попугая. Бросок оказался удачным: шляпа ударила по ветке, на которой сидела птица, и окоченевший попугай свалился прямо в подставленные ладони.
Затем пернатое создание было помещено в обнаруженную на ближайшей помойке коробку и провело в ней большую часть дня, приняв, таким образом, косвенное участие в учебном процессе. Оказавшись в тепле, попугай отогрелся и начал периодически скрестись и подавать голос, чем, надо полагать, изрядно разнообразил течение лекций и семинаров.
Дядя рассудил, что, раз уж мы справляемся с канарейкой, то сможем приютить и попугая. Так птица оказалась у нас. Попугай оказался взрослой самкой. Цвет оперения у неё был невыразительный, бледно-жёлтый, а характер проявился скверным.
Будучи подсаженной в клетку к Желтку, она немедленно начала его преследовать. Пришлось срочно покупать отдельную клетку. Но и это было ещё не всё. Новая питомица оказалась шумной и сварливой, за что была прозвана Трындычихой. Любой палец, намеренно или случайно прислонённый к прутьям, немедленно оказывался укушен. Несмотря на скромные размеры, щипалась Трындычиха весьма чувствительно!
Предположив, что причиной вздорности Трындычихи является отсутствие компании, мы приобрели ей на Птичьем рынке пару - молодого самца классической зелёной окраски. Назвали мы его Францем-Иосифом, в честь австрийского императора. Кто видел портрет этого исторического персонажа в зрелые годы, тот поймёт, почему.
Так число птиц в нашей квартире на непродолжительное время возросло до трёх. Иметь одновременно канарейку и попугаев оказалось удобно в том отношении, что у них были разные гастрономические пристрастия.
Основу птичьего рациона составляла одна и та же кормосмесь, состоявшая из проса, канареечного семени, рапса, а также небольших добавок конопли и овса. Но попугаи совершенно игнорировали рапс и коноплю, а кенарь не трогал просо и овёс. Оставалось только через некоторое время менять содержимое кормушек.
Три птицы для нас всё же оказалось многовато. Разбивать уже сложившуюся пару мы не стали и отдали кенаря в хорошие руки. Желающих на него оказалось достаточно, так как все наши знакомые знали о его недюжинном певческом таланте.
Наши попугаи любили полетать, но выпускать их из клетки оказалось возможным только под присмотром. Дело в том, что они имели обыкновение безобразничать.
Во-первых, они отдирали кусочки от обоев в тех местах, где те не совсем плотно прилегали к стене. Во-вторых, они обкусывали листья на комнатных растениях, причём именно обкусывали, а не объедали. Случалось, что подоконник оказывался густо усеян обрывками листьев. Кроме того, не так-то просто было загнать их обратно в клетку. По всем этим причинам полетать птицам мы давали не часто.
Движения им всё же, по-видимому не хватало, и они научились выбираться самостоятельно. Заводилой была, естественно Трындычиха. Дверца клетки не имела надёжной защёлки, а держалась только на петельке за счёт трения. Умная птица приспособилась налетать изнутри на дверцу с разгона, отчего та распахивалась. Следом за ней выбирался и её супруг.
Пришлось моему отцу соорудить запор похитрее. Он взял прямой кусочек проволочки, напаял на него пару незамкнутых колечек, а потом зажал эти колечки плоскогубцами вокруг прутьев над дверцей. Теперь, чтобы открыть дверцу, нужно было сначала приподнять получившуюся задвижку. Запор этот казался нам вполне надёжным. Каково же было наше удивление, когда мы однажды вновь обнаружили птиц вне клетки!
Не сразу удалось нам подсмотреть, каким образом они добиваются свободы. Представьте себе, попугаи действовали коллективно! Трындычиха приподнимала клювом защёлку, а Франц в этом момент делал то, что раньше делала сама Трындычиха, то есть налетал на дверцу.
Подозреваю, что некоторые из прочитавших это сейчас усмехаются про себя: “Вот ведь напридумывал автор!”. Но, однако, я видел это собственными глазами! Остаётся только процитировать слова из известной песенки: “Не верите мне? А ведь я не соврал!”
Трындычиха не задержалась в нашей квартире надолго. Однажды мы выпустили птиц полетать, а дверь в соседнюю комнату затворили недостаточно плотно. Она распахнулась от движения воздуха, а в соседней комнате оказалась открытой форточка … Так Франц остался один. Заводить ему другую пару мы не стали. Он прожил у нас долго, не меньше десяти лет.
Оставшись без птиц, мы стали ощущать, что в квартире стало слишком тихо и пусто. Заполнить вакансию удалось по оказии. У одной из подруг моей мамы жила пара попугайчиков, которым удалось вырастить птенцов. Один из и них и переместился к нам, заняв временно пустовавшую клетку. По своей окраске он был точной копией Франца – такой же зелёный и с такими же бакенбардами. Логично было бы назвать его Францем-Иосифом Вторым, однако имя у него уже было – Кузьма – и менять его мы не стали.
Кузьме сразу была предоставлен свобода перемещения. Развернуться ему было где: мы к этому времени жили в большой четырёхкомнатной квартире. Летал он поначалу неважно. Ему с трудом давались повороты, но основные проблемы были с посадкой. Он то и дело промахивался и шлёпался на пол, а не то проваливался куда-нибудь между стеной и диваном, откуда его приходилось вытаскивать.
Однако спустя примерно месяц тренировок вполне овладел искусством левитации и постепенно освоил всю квартиру, исключая только туалет и ванную. Следить за ним оказалось ненужным, поскольку вредных привычек у него не обнаружилось. Он ничего не грыз, растений не портил. Свою клетку он воспринимал именно как дом и самостоятельно забирался туда, чтобы подкрепиться или отдохнуть. Ночевал он тоже всегда в клетке. Мы лишь в светлое время года закрывали её до утра тёмной тканью, чтобы он не будил нас слишком рано.
Кузьму можно было, без большого преувеличения, назвать певчей птицей. Все, кто держал волнистых попугайчиков, знают, что они издают, в основном, два типа звуков. Первый – это нечто вроде воркования, не слишком громкого и вполне благозвучного. Но это воркование периодически перемежается довольно неприятными резкими выкриками, следующими иногда по несколько подряд. Этих выкриков у Кузьмы почти не было, зато ворковал он много и охотно.
Рацион питания Кузьмы имел весьма широкий. Овса он, впрочем, почему-то совершено не употреблял, ограничиваясь из семян только просом и канареечным семенем, которое он предпочитал и выклёвывал в первую очередь. Помимо зёрен, мы засовывали ему в прутья клетки кусочки разных овощей и фруктов - яблок, морковки, даже огурцов. Летом Кузьма вместе с нами перемещался на дачу и там с охотой поглощал вездесущий мокрец.
Ещё одно пищевое пристрастие Кузьмы обнаружилось случайно. Как-то раз он влетел на кухню в тот момент, когда я завтракал. Оглядевшись, Кузьма спланировал на стол. Семеня своими короткими лапками, он подбежал к блюдечку, на котором лежал кусок сыра, и начал жадно отщипывать от него кусочки.
Через некоторое время я отогнал птицу, так как начал опасаться, что человеческая еда может ей навредить. Ничего плохого с Кузьмой, однако, не случилось. С того раза мы непременно отрезали небольшую палочку сыра специально для Кузьмы и оставляли этот кусочек на краешке стола …
Проблема с Кузьмой была только одна. Он совершенно игнорировал деревянные чурбачки, которые так любили обгрызать наши предыдущие попугаи. Из-за этого его клюв не стачивался, а отрастал слишком длинным и через некоторое время загибался совсем уж крючком.
Когда такое случилось в первый раз, нам пришлось отвезти его в ветеринарную клинику при зоопарке. Опытный сотрудник извлёк Кузьму из переноски и, не мудрствуя, отхватил лишний кончик небольшими бокорезами из маникюрного набора, подрезав затем клюв ещё и с боков. В другие разы мы справлялись уже сами.
Сказать, что Кузьма не любил эту процедуру, значит выразиться слишком слабо. Он трепыхался и вопил, как только мог, но что было делать?
Будучи изначально домашним, Кузьма был практически ручным, но не в том смысле, что легко давался в руки. Этого он как раз не любил. Но мог по собственной инициативе сесть на плечо, а то и на голову.
Кузьма прожил у нас больше десяти лет. С возрастом он потерял в подвижности, а оперение стало не таким ярким. Но погубила его не старость, а несчастный случай. Однажды мы обнаружили его в кастрюле с горячим киселём. И ведь никогда раньше он даже не приближался к плите.
Кузьма остался нашей последней домашней птицей, больше пернатых питомцев мы не держали. Если их присутствие меня чему-то и научило, так это пониманию того, что даже такие мелкие создания не лишены способности соображать и обладают каждое своей индивидуальностью.
Автор Дьяконов Дмитрий
Вы нам очень поможете, если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.
Подписывайтесь на наш канал.
Еще больше историй читайте на сайте «Птица дома».
Если вы хотите поучаствовать в акции и получить приятный бонус, читайте условия здесь.