Найти тему
Татарские истории

О Яхиной и ее «Зулейхе»

Смог дочитать "шедевр" Яхиной только до середины. Вообще на дух не переношу женскую литературу (извините, конечно). Кино вообще не смотрел. Не вызвало у меня отклика в душе это литературное повествование. Мне, как и большинству татар, в основном не понравились образы, созданные Яхиной: туповатая Зулейха, муж-дебил, ну, а свекровь не буду комментировать. Если быть до конца откровенным, то Зулейха Яхиной вызывает у меня чувство брезгливости и стыда. Чувство стыда потому, что Яхина - татарка.

Однако большее разочарование вызывают попытки травли Яхиной и призывы запретить фильм, снятый по ее книге. Я поймал себя на мысли, что в своем неприятии к ее труду, я, как и многие татары, начал напоминать человека, не способного воспринимать чужую точку зрения. Особенно меня огорчило осознание того, что мы - критики Яхинской "Зулейхи", оказались в одном строю со сталинистами и русскими шовинистами, которые, как оказалось, тоже нашли чему оскорбиться.

Эту книжку глубокой не назовешь. Более того «Зулейха открывает глаза» - это безусловно "диверсия" против татарского народа. Но давайте возьмем русскую и европейскую литературу. Там, созданные образы героев, бывают куда хуже и никто из-за этого не убивается. Т.е. люди помимо созданных неприятных образов, находят там и что-то другое. Как не странно и в "Зулейхе" можно найти много положительного. Среди моего окружения есть люди, которые узнали родной с детства деревенский быт. Есть те, кому понравилась то, что была поднята проблема борьбы с врагами народа в 1930-е годы. А есть те, кто заметили, что убийца мужа Зулейхи, в последствие изменился в лучшую сторону, т.е. не только Зулейха изменилась.

Хочу отметить и то, что татарам впервые удалось заявить о своем существовании в русском кинематографе, где нас постоянно динамят. А это очень важно. Кстати русские не видят в этом фильме унизительного положения татар, что увидели мы. Для них вообще не имеет значения то, что главная героиня татарка. Они видят - прежде всего женщину, которая попала в беду и выживает как может в этих условиях и которой они, кстати, сопереживают.

К сожалению, отрицательные отзывы на фильм «Зулейха открывает глаза», снятый по книге Яхиной, некоторые попытались перенести и на Дину Гарипову, исполнившую песню для этого фильма. Ее в чем только не обвинили, чуть ли не в коллаборационизме на стороне Германии в 1943 году. Это недопустимо. Более того считаю ее исполнение песни "Ай былбылым", которая была использована в этом фильме, серьезным вкладом в татарскую культуру.

Хотим мы того или нет, но эти книга и фильм, стали событиями для татарского народа и нам как-то теперь придется с этим жить. Именно поэтому нужна серьезная аналитическая работа, которая объективно раскроет, что же не так с этой книгой (фильмом), либо что же не так с татарским народом. Может быть - эта работа приведет к появлению серьезных татарских литературных критиков, в которых нуждается наш народ. И не стоит относиться к произведению Яхиной с позиции, что ее написала монкорт. Это может увести нас не в ту степь.

А нашим ответом на ее похабщину, должны быть высокохудожественные произведения воспевающие общечеловеческие ценности. При этом там должен присутствовать татарский колорит. Слабо создать книгу, которая заинтересует русского читателя? Эту дорожку уже давно протаптывают татарские писатели, пишущие по-русски. Мне когда-то понравилась книга Шамиля Идиатуллина "Татарский удар", вышедшая в каком-то русском издательстве. А теперь Яхина показала, что у "татарской" книги может быть общероссийский успех (неважно, кто ее там проталкивает).

Я верю, что татары сумеют преодолеть некую стадность и чувство того, что нас окружают одни враги, которые только и думают о том, как извести татар. Работать надо, а не запрещать!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, а также читайте:

Несколько мыслей о политической борьбе в Татарстане

О том такие сакалиба и причем тут татары?