Дословно слова «Сота» обозначает «глупая». Так называлась женщина, которая была замечена с другим мужчиной, но нет никаких свидетельств, что она все же согрешила с ним.
Чтобы понять был ли грех на женщине в Торе предписывалось проверить жену с помощью довольно любопытной процедуры, которая основана на настоящем чуде. Если женщина проходила проверку, то все подозрения в ее неверности снимались.
Подозрение в неверности
Для того, чтобы женщина стала сотой было достаточно слова лишь двух свидетелей, которые видели, как женщина уединилась с другим мужчиной на время достаточное для совершения греха. Сам же факт прелюбодеяния ими же не был замечен.
Они говорили о своем подозрении мужу соты и тот либо сразу мог подать на развод, либо подать в суд (бейт дин). Если суд соглашался со словами свидетелей, а женщина твердила о своей невиновности дело отправлялось в Верховный суд (Санхедрин).
Судьи Верховного суда пытались выведать у Соты правду различными доводами и даже угрозами, но если женщина настаивала на своей чистоте, то ее долго водили по Иерусалиму, чтобы изнурить и заставить сказать правду. Но если Сота продолжала настаивать на своем ее отводили за ворота города и процедура начиналась.
Девушке зачитывали подозрение в неверности и затем коэн читал ей клятву соты, предупреждая о том, что воды соты обладают качествами отделять правду от лжи. Девушка снова подтверждала, что она чиста.
Затем коэн приносил глиняный сосуд, где была налита обычная вода. Туда он насыпал прах из внутренней части Храма Иерусалима и некую горькую траву, чтобы вода была несносна на вкус.
Женщине давали выпить эту воду и если после этого ее состояние ухудшалось, то она признавалась опозоренной. Причем, что интересно, то же самое чувствовал и тот мужчина с которым сота согрешила.
Если же женщина была невиновна, то эта горькая вода действовала на нее целительно и даже успокаивающе. Если девушка была бездетна, то в течение года у нее рождался ребенок. Естественно, все обвинения в измене с нее снимались.
Примечательно, что в последний раз процедура сота использовалась ровно 2000 лет назад. Незадолго до разрушения Второго Храма было принято решение прекратить эту процедуру, так как Верховный суд отметил сильное падение нравственности еврейского народа и чудо соты могло просто не состояться. К счастью до нас дошло немало документов, которые описывали весь процесс соты.