Порошин Андрей Константинович, экономист, управляющий активами.
Алленых Марина Анатольевна, к.э.н., доцент, доцент Департамента экономической теории ФГОБУ ВО "Финансовый университете при Правительстве Российской Федерации".
Впервые в истории глобальный мир столкнулся с новым видом кризиса. Так называемым «мировым карантином». Все предыдущие кризисы в истории человечества были вызваны или кризисами перепроизводства, которые всегда свойственны рыночной экономике и происходят с регулярной периодичностью, или решениями мировых политиков, вводящих санкции, чтобы ослабить экономику других стран, или войнами. Сейчас весь мир, почти одновременно, от Китая до США, ушел на карантин, остановив экономическую и общественную жизнь. Спрос на все товары, кроме товаров первой необходимости, упал почти до нуля.
Прогнозируется, что падение рынков и ВВП во многих странах будет гораздо сильнее, чем в кризис 2008 года. Сейчас в мире прослеживаются две основные тенденции: одни страны, их большинство в мире, где правительство решило раздать деньги из национальных фондов, которые десятилетиями копили на «черный день», населению, и вторые, где правительство решило поддерживать только определенные слои населения. Ко вторым, например, относится Россия, где приняты программы адресной помощи только семьям с детьми дошкольного возраста по 5000 рублей на ребенка, увеличено пособие по безработице на 4000 рублей, установлена надбавка врачам, медсестрам и медицинскому персоналу от 25000 до 80000 рублей, предусмотрены кредитные каникулы.
Однако кредитные каникулы означают, что заемщику всего лишь дается отсрочка на уплату процентов и основного долга и по истечении этой отсрочки сумма долга возрастет на сумму накопленных процентов, хотя совсем не очевидно, что после окончания карантина человек сможет вернуться к своей работе или найти новую. Президент России попросил бизнес выплатить работникам заработную плату за апрель, но у 95 % бизнеса в России нет резервов, чтобы один месяц можно было бы не работать. Поэтому многие работники, особенно малого и среднего бизнеса, были вынуждены уйти в «неоплачиваемые отпуска». Развитые страны, где правительство решило раздать деньги домохозяйствам, смогут очень быстро (быстрее, чем в 2008 году) выйти из кризиса из-за так называемого «эффекта отложенного спроса». Находясь на карантине, население, получив поддержку от государства, за месяц-два сможет накопить какую-то сумму денег, которую быстро потратит на товары и услуги в стране через пару месяцев после его окончания, и государство сможет вернуть часть денег обратно через налоги.
В России сейчас существует еще и вторая проблема: падение цен на нефть сопровождается падением потребления нефти. Раньше при нефтяном кризисе спрос на нефть не падал. Но сейчас из-за остановки практически всех сфер общественной жизни (сокращение поездок на автомобильном транспорте, прекращение международных авиаперевозок и сокращение внутренних) спрос на нефть в мире упал на 25 %, а нефтяные хранилища переполнены запасами нефти. Нефтяная скважина – это не конвейер на заводе, ее так просто нельзя остановить. Впервые со второй половины XIX века спрос на нефть упал, а ведь вся мировая экономика строилась на потреблении нефти, и даже для ведения войны нужна нефть.
В России же «эффекта отложенного спроса» не произойдет, потому что без помощи государства за апрель и май население потратит свои сбережения на товары первой необходимости. Многие предприятия малого и среднего бизнеса без помощи государства не смогут оплатить долги по аренде, кредитам, зарплате, и возникнет волна банкротств. Россия, в отличие от многих стран мира, не раздает деньги на зарплату, а выдает кредиты на зарплату, которые надо возвращать, даже если они и беспроцентные. Сотрудники обанкротившихся предприятий не смогут выплачивать свои долги по ипотеке и потребительским кредитам, сложно будет найти работу. Тогда для многих семей, как и в 90-е, основным источником дохода может стать пенсия старшего поколения.
В связи с падением стоимости нефти и спроса на нефть Центробанку России придется опустить курс рубля ещё ниже, чтобы государство смогло выплачивать деньги бюджетникам. Скорее всего, уже осенью 2020 года мы можем увидеть доллар по сто рублей и евро по сто десять минимум, а также инфляцию на товары и услуги внутри страны на уровне 15–20 %. Первую волну банкротств можно ожидать, по нашему мнению, в 3 квартале 2020 года, после чего Россию может ожидать затяжной кризис на несколько лет, пик которого может быть пройден только через год, весной 2021 года, и затем начнется очень длительное и неспешное восстановление экономики страны до 2024 года.
Развитые страны могут пройти пик кризиса в разгар карантина в апреле-июне 2020 года и начнут выходить из него в июле-августе 2020 года, достигнув уровня 2019 года в первом полугодии 2021 года, если осенью не будет второй массовой мировой вспышки коронавируса.
Вероятность наступления второй волны коронавируса осенью будет не такой губительной, поскольку все страны уже будут понимать, как нужно вести себя в такой ситуации.
Сейчас миру следует вспомнить пандемию Испанки в 1918–1920 годах, тогда мир был менее глобализованный, но тем не менее вирус охватил почти все страны. И те страны, кто выбрал политику жесткого карантина и поддержку населения, и быстрее остановили распространение болезни на территории своего государства, и вышли из кризиса всего за год. Страны, которые не стали помогать финансово своим гражданам, затянули кризис на несколько лет. Сейчас правительству России вспомнить бы историю, чтобы не повторять ошибок.
Другие статьи по рубрике «Финансы» читайте на нашем портале.