141 подписчик

Первая книга-страшилка, которую я прочитала в детстве и помню до сих пор, – «Ведьмины качели» Елены Артамоновой

Четыре года назад, еще в феврале 2020 года я вспомнила об этой книге, и тогда же решила ее перечитать.

Четыре года назад, еще в феврале 2020 года я вспомнила об этой книге, и тогда же решила ее перечитать. Нашла электронную версию, погрузилась в чтение и обнаружила, что она вызывает у меня те же мысли и впечатления, что и в мои 13 лет, когда я читала ее впервые летом на даче.

Та дача была корпоративная, на нее давали путевки у папы на работе, за раз там могло отдыхать около восьми семей. В то лето вместе с нами отдыхал там папин друг с дочерью, захватившей с собой целую кучу новых книг серии «Страшилки», которыми она охотно делилась. Я в то время читала в основном детские детективы и фэнтези, потому жанр страшилок для меня был новым. И первая книга из этой серии, которая мне досталась, была «Ведьмины качели» Елены Артамоновой.

В чтение я погрузилась охотно, около трех дней не могла оторваться от книги, пока не прочитала ее всю. Потом взялась за другую книгу, но дочитать ее не успела, название не запомнила, хотя содержание помню, потом, быть может, поищу. Что касается «Ведьминых качелей», то книга мне очень понравилась. Описание творящейся в ней мистики до сих пор будоражит мое воображение.

Итак, я вновь взялась за чтение этой книги, так как в 2020 году хоть и начала ее перечитывать, но забросила из-за занятости. Книга небольшая, читается быстро, в электронной версии у меня там чуть больше двухсот страниц довольно крупного шрифта. Прочитала в четыре захода, хотела уложиться в пару вечеров, но пришлось не раз отвлечься на дела насущные. Зато теперь могу поделиться своими окончательными впечатлениями о книге.

Первое, что мне бросилось в глаза в мои 13 лет, а потом и в 2020 году, это как герои в начале книги общаются между собой, а также стиль автора, который, с одной стороны, очень литературный, а с другой, пытается передать разговорную речь и восприятие героев-подростков, и в этом чувствуется какой-то диссонанс. Причем это коробящее чувство при дальнейшем чтении пропадает, язык повествования становится проще и лаконичнее.

Сейчас я могу отметить, что первые десять страниц читаются сложно, надо вникать в текст, потом книга начинает увлекать, темп чтения ускоряется.

Возможно, в начале книге не хватает более подробного повествования и описания, но тогда ее объем получился бы значительно больше.

Дочитав книгу, могу сказать, что концовка вызывает те же ассоциации, что и начало. Хотелось бы более подробного описания финала. Но, с другой стороны, мое детское воображение с этой задачей справилось превосходно, так как финал книги я запомнила гораздо более ярким и интригующим, чем таким, каким он является на самом деле. Я даже удивилась тому, что перечитанный сейчас финал не совпал с тем, что я помнила.

В общем, стиль автора для меня оказался в некоторой степени дисгармоничным, но общего впечатления от сюжета, разворачивающихся событий это не портит. Скорее побуждает поставить себя на место автора и попытаться прочувствовать те эмоции, мысли, идеи, которые она вложила в книгу. Например, хочется поразмышлять над полузагадочным персонажем, именующим себя Странником, рассказанной им притчей, а также прочими монологами философско-эзотерического характера. Учитывая, что остальные главные персонажи – это вполне обычные люди с достаточно приземленными потребностями и устремлениями, Странник стоит как-то особняком. Эдакий чудак не от мира сего. Хотя, если вспомнить рубеж 20 и 21 веков, то не такой уж и диковинный этот персонаж для того времени. Он, скажем так, дает толчок для того, чтобы задуматься над собственным духовным развитием и выйти за рамки «коридорного мышления». Для юного читателя некоторые его реплики могут стать чем-то вроде откровения.

Пока перечитывала книгу, почему-то упорно ассоциировала Странника с одногруппником, даже случайно встретила его вчера вечером, возвращаясь домой. Внешнее описание практически один в один – худой, черноволосый, кареглазый, смуглый и в черной одежде ходит всегда. О себе мало что рассказывает, хотя поболтать очень даже любит.

Еще один любопытный момент. Сестра-близнец героя, от лица которого идет повествование, предпочитает, чтобы ее называли полным именем – Александрой. Поначалу это воспринимается как-то неестественно, но вспоминая собственное детство, скажу, что моя младшая сестра нередко требовала, чтобы к ней обращались по имени и отчеству, да и сама она любила на публике ко всем так обращаться.

Если так подумать, то и другие герои книги вызывают у меня те или иные ассоциации с кем-то из знакомых мне людей.

А уж описание быта, окружающего пространства так вообще погружает в ностальгию, в детство. Меня вместе с сестрами, как и героев книги, тоже неоднократно родители отправляли гостить летом у родственников, живущих в своем доме вблизи от природы. Так что определенный культурный код в книге считывается очень хорошо.

О чем же сама история? Она про дом и дремлющее в нем зло (точнее будет сказать, что про дом-монстр), столетнюю ведьму, кровные узы, семью, дружбу и любовь, а еще про самопожертвование. Это захватывающее приключение, которое протекает как во сне, так и наяву, в настоящем и прошлом. Поучительный сказ про магию, которая сама по себе ни плохая, ни хорошая, однако меняется под стать тому, кто ее и как использует.

На мой взгляд, Елене Артамоновой удалось создать в книге будоражащую мистическую атмосферу и сделать описание настолько ярким, что некоторые фрагменты обрели даже звук и музыкальность. Например, вот это:

– Незабудку голубую ангел с неба уронил, для того чтоб дорогую я всем сердцем полюбил...

Или у меня просто слишком богатое воображение 🤷‍♀️. Даже кажется, что вместо тех двухсот с небольшим страниц, что я прочитала, на самом деле было раза в 2-3 больше.

А вы читали книги из серии «Страшилки»? Какие из них больше всего запомнились? Что особенно впечатлило?