Найти в Дзене
Oleg Rogoz

Виниловый разбор полетов - зачем мы это слушаем?

В этой статье делается попытка анализа винилового ренессанса с технической точки зрения. Начало разбирательства уже опубликовано в статье на этом канале под названием "Теорема Котельникова к аудио не имеет отношения". Вот мы все прекрасно жили, слушали CD, виниловые пласты запускали с балконов и выбрасывали ящиками на мусор - и вот опять... Есть мнение, что виниловый ренессанс имеет под собой реальные фактические причины, чего кстати нельзя сказать о лампе, но это другая история. Начинать нужно с того же Котельникова и формата CD. Который, как оказывается представляет из себя, совсем не то, что укоренилось в массовом сознании. А, факты таковы, что частот оцифровки 44,1 кГц и 16 бит амплитуды, катастрофически не хватает для полноценного звукового формата и в реальности на CD можно уверенно писать частоты только до 5 кГц и 60 дБ динамическим диапазоном. Об этом подробно в статье, упомянутой, выше. И вот с определенного момента, как пишут в инете - с 2008 года начался рост продаж виниловы

В этой статье делается попытка анализа винилового ренессанса с технической точки зрения.

Начало разбирательства уже опубликовано в статье на этом канале под названием "Теорема Котельникова к аудио не имеет отношения".

Вот мы все прекрасно жили, слушали CD, виниловые пласты запускали с балконов и выбрасывали ящиками на мусор - и вот опять...

-2

Есть мнение, что виниловый ренессанс имеет под собой реальные фактические причины, чего кстати нельзя сказать о лампе, но это другая история.

Начинать нужно с того же Котельникова и формата CD. Который, как оказывается представляет из себя, совсем не то, что укоренилось в массовом сознании. А, факты таковы, что частот оцифровки 44,1 кГц и 16 бит амплитуды, катастрофически не хватает для полноценного звукового формата и в реальности на CD можно уверенно писать частоты только до 5 кГц и 60 дБ динамическим диапазоном. Об этом подробно в статье, упомянутой, выше.

И вот с определенного момента, как пишут в инете - с 2008 года начался рост продаж виниловых пластинок в разы, по сравнению с предыдущими годами.

Скорее всего, основной причиной этого возвращения стало явное осознание недостаточного качества CD формата, когда стал рассеиваться начальный "вау" эффект. В чем основные проблемы сд, где винил, несмотря на свою архаичность все же опережает по качеству?

  • Воспроизведение высоких частот. На виниле явно слышно, что высокие частоты по сравнению с сд звучат гораздо мягче и приятнее и субъективно и объективно с технической точки зрения. Кроме того полоса высоких частот на виниле выше, чем на сд.
  • Искажения в зависимости от уровня. На сд присутствует рост искажений в зависимости от уровня. Чем тише звук, тем выше искажения в связи с падением разрядности. На виниле такой зависимости нет. И это несмотря на рокот, шип и фон, все равно на слух воспринимается лучше, чем сд с его полной тишиной.

Чем же лучше сд по сравнению с винилом? Это отсутствие фона, шума, рокота, шипа, искажений на средних частотах, отличное разделение каналов, лучшее воспроизведение низких частот.

-3

В результате потребительский рост требований к качеству звука и массовая неудовлетворенность сд форматом вызвала новую волну спроса, на окончательно похороненный винил. Это несомненно довольно странная ситуация, которую могли разрешить новые форматы звука. Например DSD, SACD, в какой то мере DVD-A и DTS не имеют недостатков сд и по качеству превосходят и винил и сд вместе взятые. А формат 192\24 имеет уже практически избыточное качество для музыки. По сути это уже технологический тупик, дальнейшее увеличение разрешающей способности уже ничего не даст в приросте качества.

Таким образом произошел рост популярности винила и с другой стороны существуют HD звуковые форматы высочайшего качества, но тем не менее основным форматом остается сд, который уже никого не удовлетворяет по качеству.

Такая ситуация скорее всего вызвана чисто экономическими причинами, позволяющими получать прибыль по всем направлениям. Чем больше разнообразия, тем больше экономическая выгода. Конкуренция форматов и разнообразие несомненно стимулируют покупательский спрос.

Стоит, конечно в защиту винила отнести и общественное мнение, моду, рекламу, журналы, друзей, форумы и прочие факторы, включая ностальгию, субъективного характера, влияющие на выбор потребителя.

-4