229 подписчиков

МС-21. Грандиозный распил или очередной гвоздь в крышку отечественной авиации?

14K прочитали

На фоне прошедшего авиасалона в Москве МАКС-2019. Во первых ну как мы умудрились поругаться со всеми странами? Почему ни одна цивилизованная страна не хочет с нами сотрудничать? Это было видно по летной программе. Летали все, кто мог и хотел. Так как западную технику показывать тут уже больше не хотели. Но зато сколько внимания уделили МС-21.

На фоне прошедшего авиасалона в Москве МАКС-2019. Во первых ну как мы умудрились поругаться со всеми странами? Почему ни одна цивилизованная страна не хочет с нами сотрудничать?

Ведь это "будущее" российской авиации. Вот только будущее ли это? Давайте посмотрим на него чуть внимательнее. Во первых давайте примем за истину, что наши чиновники не умеют и не хотят ничего создавать. Им нужны громкие "инновации" на которые можно выделить огромные средства. Куда они пойдут дальше - большой вопрос.

Так же и с МС-21. Нужно было чудо. И пожалуйста. Это почти полностью композитное крыло, сделанное из карбона и стекла. Такого нет ни у кого, из магистральных самолетов. А тут российская компания, которая за 40 лет мало того, что не выпустила не одного нового серийного самолета. Так еще и разучилась делать старые. Знаете почему сейчас не выпускают Ту-95 ? А потому что не могут. Его делали всем союзом. И с развалом половина чертежей было утеряно. На него не могут сделать даже двигатель НК-12. Его просто постоянно ремонтируют и продлевают ресурс у немногих оставшихся.

На фоне прошедшего авиасалона в Москве МАКС-2019. Во первых ну как мы умудрились поругаться со всеми странами? Почему ни одна цивилизованная страна не хочет с нами сотрудничать?-2

Так вернемся к крылу. Сделать композитное крыло наши инженеры действительно могут. Еще остались светлые головы под руководством старых мэтров авиастроения. И высшая школа инженеров даже сейчас остается сильна. А вот школы менеджеров (да простите за не славянское слово) не осталось. И менеджер переводится как управленец. А не продавец консультант. И высшее руководство тому красочный пример. Вспомним "Рысачек" который почему-то решили выпустить на ракетном заводе "Прогресс", который к самолетам не имел никакого отношения. Вспомним Сухой (да простит Павел Осипович свое имя в его названии) SSJ-100. Который провалился почти при начале продаж. Его покупали только российские компании под нажимом власти, но после происшествий отказываются эсплуатировать и они.

Под дело производства композитного крыла в Ульяновске решили построить аж целый завод. Который будет выпускать эти крылья. Вот только из чего и зачем?

На фоне прошедшего авиасалона в Москве МАКС-2019. Во первых ну как мы умудрились поругаться со всеми странами? Почему ни одна цивилизованная страна не хочет с нами сотрудничать?-3

Во первых у нас нет доступной углеткани. Все самоделщики меня поймут. Все приходится заказывать заграницей. А пока они пройдут все круги таможни выпустить это изделие за границей и продать сюда готовое выйдет дешевле.

Крыло решили делать по технологии вакуумной инфузии. Опять же крича всем, что мы первые сделали матрицы такого размера. Но это не самая "крутая" технология. Правильно будет еще и сдавить пропитанную ткань давлением до 10 кг/с2 (зависит от смолы и ткани). Тогда характеристики у такого изделия получаются как в песне про тренера сборной (просто космос). И мы одни из немногих в России выпускали изделия по этой технологии на собственном оборудовании. Но делали это почти на голом энтузиазме в единичных изделиях. Получая за работу копейки. Как только правильно оценить все затраты цена обгонит характеристики. И да, в Европе знают, про все эти "чудо технологии", но только даже кузова и диски суперкаров делают из припрега. Почему - да так на несколько порядков дешевле и более прогнозируемый результат. При инфузии с давлением любое отклонение сложного цикла - и изделие выкидывать. Мы пока отрабатывали выбросили больше, чем потом сделали. Благо другие источники дохода были, и это было просто хобби.

Во вторых - самолет это не просто красивая статуэтка, которую нужно продать. Эта целая система эксплуатации. В которую входит куча наземных служб. И во всем мире затраты на эксплуатацию пытаются сократить повсеместно внедряя методы неразрушаемого контроля. То есть менять узлы по необходимости, а не по ресурсу. А какой ресурс и карбона и как его менять? Любой кусок алюминиевой обшивки можно заменить. Да трудно. Но можно. И под это дело написано куча методичек. Есть огромный опыт начиная с СССР. А что делать с карбоновым крылом никто не знает. Да даже как оно поведет себя при долгих перепадах температур так как крыло сделано из разного материала.

И это только одна часть проблемы. Так же под этот самолет решили сделать свой новый двигатель. То есть к неизвестному планеру добавить еще и неизвестный двигатель. И это только крупные узлы. И опять же, минимум половина денег на все это выделяется с бюджета. То есть с нашего кармана. При этом малую авиацию душат на корню бюрократией и практически не возможностью сертификации.

В связи с некоторой критикой решил внести добавления. Сначала тем, кто кричит, что вот наступят санкции, и ничего не сможем купить.

Во первых даже в МС-21 полно импортных комплектующих. Включая и карбон, которого нет доступного и качественно в России.

На фоне прошедшего авиасалона в Москве МАКС-2019. Во первых ну как мы умудрились поругаться со всеми странами? Почему ни одна цивилизованная страна не хочет с нами сотрудничать?-4

Да можем сделать для военных, как чудо телефоны за 200 тысяч, которые от китайских за 5 не отличить. Но для массового потребления сейчас ничего нет.

Второе на счет санкций - а может просто не сраться со всеми и вести нормальный бизнес? Да, Америка воюет и отнимает нефть повсюду. Но если к вам придет сосед алкаш и начнет вам угрожать вы дадите ему в морду. А если сосед прокурор и борец - вы заткнетесь и проглотите обиду. Так же и здесь. Прежде чем громко всем что-то заявлять нужно подумать о последствиях. А сидя только на газовой трубе и нефтяной бочке указывать развитым экономикам, что делать... Да, и посмотрите видео с Сирии с другой стороны. Как там работает Турецкая авиация по "нашим" войскам. И как засунули язык и даже от помидоров уже отказаться не можем.

Теперь по поводу можем сделать. Вспомним легендарный самолет Ту-144. Первый сверхзвуковой пассажирский самолет. И еще куча приставок "первый" и "лучший". Это был огромный прорыв. Но давайте вспомним эксплуатацию. Для него нужно было свое топливо. Которого нигде не было. А первые рейсы были в Алма-Ату. Так вот за Ту-144 вылетал самолет заправщик который и заправлял его там, а потом обратно летел следом в Москву. И так по кругу. Да билет на него стоил копейки. Но при закрытой экономике можно назначать любую цену за услугу (так же как и на доллар) . И цена эксплуатации была просто заоблачная. Но тогда это был престиж страны. На это денег не считали.

На фоне прошедшего авиасалона в Москве МАКС-2019. Во первых ну как мы умудрились поругаться со всеми странами? Почему ни одна цивилизованная страна не хочет с нами сотрудничать?-5

Если бы хотели просто показать. что вот что мы можем - то да. Это очень круто. Но делать это как коммерческий проект. К тому же за наш счет. Хотя это куда лучше чем в Москве бордюры с плиткой каждый год менять.

По поводу справедливой критики сделай лучше. Есть мысли на этот счет, но в эту статью уже не поместятся. Но комментарии подтолкнули к такой статье:

Почему российские военные летчики учатся на австрийских самолетах? Или мысли как сделать лучше.

Спасибо за все высказанные мысли и предложения!