Ресурсный класс — это отдельный класс в общеобразовательной школе, в котором дети с ОВЗ, чаще всего дети с аутизмом, могут получить дополнительную поддержку необходимых специалистов. Обучение детей в ресурсном классе проходит по индивидуальным образовательным программам, которые составляют в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также индивидуальными особенностями ребенка, его потребностями и дефицитами, выявленными в ходе тестирования.
Основной целью ресурсного класса является подготовка детей к обучению в регулярном классе со сверстниками.Но в зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану.
Формат занятий в ресурсном классе предполагает как индивидуальную работу один на один с преподавателем, так и фронтальную - в небольших группах.
Специалисты ресурсного класса
Важнейшее место в грамотной, комплексной и эффективной работе ресурсного класса занимает команда специалистов.
В большинстве случаев ресурсные классы работают на основе прикладного анализа поведения (ABA). В состав команды входят следующие специалисты:
1. Супервизор — сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения, специалист самой высокой квалификации в ABA. Основные задачи:
- утверждение программ, составленных на основе тестирования учеников;
- контроль реализации программ и продвижения детей;
- утверждение плана перехода каждого ученика в регулярный класс;
- контроль поведенческих программ;
- тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса, куратора и тьюторов.
2. Куратор ресурсного класса. Специалист в области прикладного анализа поведения. В круг обязанностей куратора входит:
- проведение тестирования навыков;
- составление программ по развитию навыков и планов коррекции поведения;
- утверждение и корректировка учебных планов;
- мониторинг и оценка работы ресурсного класса;
- обучение педагогического коллектива школы и тьюторов класса;
- проведение консультаций по работе с нежелательным поведением;
- консультирование родителей;
- урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
3. Учитель ресурсного класса.
- составляет и корректирует индивидуальные программы;
- составляет план уроков;
- ведет документацию по ресурсному классу;
- проводит тренинги для тьюторов ресурсного класса по программам;
- проводит диагностику и анализ результатов;
- проводит фронтальные уроки.
4. Тьюторы.
В обязанности тьютора входит:
- проведение занятий один на один по планам;
- помощь ученику во время групповых занятий;
- сопровождение на уроках в регулярном классе;
- сбор данных о поведении ученика;
- заполнение бланков о приобретении новых навыков;
- участие в регулярных тренингах.
Оборудование ресурсного класса
Помещение ресурсного класса состоит из нескольких функциональных зон:
1) зона для индивидуальных занятий,
2) зона для групповых занятий,
3) зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя.
В зоне для индивидуальных занятий расположены парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов.
Зона для групповых занятий представляет собой или общий стол, за которым ученики могут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия (например, играя в настольные игры) или несколько парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец общеобразовательного класса, и позволяющих отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию.
Зона сенсорной разгрузки (или сенсорная комната) обычно расположена в конце кабинета и представляет собой небольшое помещение для подвижных игр и отдыха между занятиями, а также восполнения сенсорных дефицитов детей.