Найти тему
Вадим Аль-Метов

Великая христианская революция

(Продолжение. Начало в «Теория Бога» научно допустима» и «Бог и мир: формируем паззлы»)

Человечеству 200 000 лет, но только последние 2000 вызвали по-настоящему качественный скачок и решительный прорыв, кардинально расширили картину мира и открыли тайны Вселенной.

Через запотевшее стекло сознания. Наука будет потом...
Через запотевшее стекло сознания. Наука будет потом...

Благодаря науке, промышленности и развитию технологий? Да. Но почему в предыдущие десятки и сотни тысяч лет царил такой ужасающий застой?

Вспомним, как происходило распространение христианства. Логика подсказывает, что первоначальный толчок должен был быть воистину нерукотворным, просто НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. Ведь налицо противоречие: на отдаленной окраине древнеримского супер-государства распяли никому не известного в метрополии иудея (даже документальных подтверждений не сохранилось), а каков эффект! В могучей империи, включавшей в себя почти всю Европу, Ближний Восток и Северную Африку, в империи, где регулярно распинали на крестах тысячи преступников и непокорных, где сотнями лет поклонялись языческим богам, культивировали военную мощь и упивались победами, появился вдруг культ распятого на кресте, идеология «изгоев и юродивых», не только выжившая в этой агрессивной среде, но и победившая.

Идеология побеждённых: "Подставь другую щёку, люби врагов своих..." Кому это могло понравиться?
Идеология побеждённых: "Подставь другую щёку, люби врагов своих..." Кому это могло понравиться?

Далее – еще одно «чудо»: распад Римской империи только ускорил распространение христианства практически на всю Европу. Воспользовавшись «гумусом» эллинской и римской философии, городами, дорогами и прочей инфраструктурой, вобрав в себя культуру латинян и греков, а также энергию германских и славянских племен, христианство мощно и практически безальтернативно утвердилось на континенте, дало невиданный доселе первотолчок развитию человечества. Очевидно, и место, и время – все было неслучайно.

Диалектика добра и зла

Чем христианство пошло принципиально «дальше» своего провозвестника – иудаизма, так это Нагорной проповедью Христа, заложившей главный базис интернациональной религии, основанной на принципах безграничной терпимости к ближнему своему. А «ближний» – это не только соплеменник (иудей в данном контексте). Это любой человек, который повстречался на пути.

«…Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?.. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Или другой, ставший уже хрестоматийным, пример христианского всепрощения: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…»

Если зло в искажённом мире неистребимо, приходится его использовать
Если зло в искажённом мире неистребимо, приходится его использовать

Разумеется, возникают большие сомнения в том, что если бы абсолютно все христиане на деле и во всех ситуациях исповедовали данные принципы, то христианство сохранилось бы до наших дней и, более того, распространилось на разные части света, став крупнейшей мировой религией. Покорно подставляющий вторую щеку – лакомая добыча для любого агрессора, желающего поживиться «чужой рубашкой». Существовали, конечно же, подвижники (особенно, среди первых христиан), которые были позже канонизированы как святые или погибли в безвестности, успев, тем не менее, поразить воображение многих и многих своей победой над страхом смерти. Но были и конкистадоры, сметавшие с лица Земли языческие цивилизации, были и крестовые походы, и жесточайшие войны между христианскими государями. То есть, идеи, заложенные в «Книге Илая», распространялась отнюдь не только стараниями кротких миссионеров, но и на плечах или в обозе всевозможных завоевателей, в той или иной степени цинично прикрывавшихся ее авторитетом.

Что ж, если зло в материальном мире неистребимо, приходится его использовать…

Продолжение следует

Начало - в «Теория Бога» научно допустима» (1) и «Бог и мир: формируем паззлы» (2). Подписывайтесь. Дальше будет интереснее )))