Найти тему

О сокращении производства нефти

Встреча В. В. Путина и А. Б. Миллера
Встреча В. В. Путина и А. Б. Миллера

Раз уж, по слухам, пропорциональные квоты спустили сверху всем компаниям, то еще пара ремарок к актуальному вопросу о сокращениях производства нефти.

Ну, вот смотрите, у вас есть большой фонд работающих эксплуатационных скважин, их десятки тысяч, на самом деле суммарно даже больше сотни тысяч. Этот фонд сам по себе распределен довольно неравномерно, то есть где-то у вас есть огромные месторождения с тысячами скважин, а где-то скважин мало, но при этом они могут быть высокопродуктивные. Далее, каждая скважина, помимо принадлежности к конкретному месторождению, характеризуется собственными важными параметрами, такими как дебит по жидкости (из нее почти всегда идет смесь нефть + вода) и обводненность. И по-хорошему распределение этих двух факторов должно как-то влиять на вашу стратегию по уменьшению добычи в рамках полученной квоты. Возникает сложная оптимизационная задача. С одной стороны, фонд совсем уже обводненных старых скважин даже при средне-высоких ценах на нефть являлся пограничным по экономике (но только если рассматривать их standalone). Кажется вполне логичным, что при низкоценовых реалиях отключать надо первым именно его. С другой стороны, добыча нефти из этих скважин и так невелика, и закрывать их придется сильно больше, чем высокодебитных, что может быть (предположим) труднореализуемо за короткий временной интервал. Несмотря на то, что остановка скважин и отдельных частей промысла на ремонт вещь происходящая достаточно регулярно, операций такого масштаба ранее не проводилось. В том числе по историческим причинам нефтяники всегда боролись за добычу, наличие умения быстро сокращать добычу нефти требовалось не так уж и часто. Таким образом, есть ненулевые риски натворить дел в суматохе.

Большое имхо, конечно, но основная проблема с такого рода хвостовыми скважинами возникнет уже после их отправки в простой. Связана она скорее с экономическими предпосылками, как из-за наличия прямых костов на вывод обратно на режим, так и просто из-за высоких операционных фикс костов (сколько должна быть цена на нефть для этого?!). Кроме того через какое-то время возникнут регламентные вопросы, связанные с необходимостью перевода скважины уже в консервацию (ликвидацию?!), но на текущий момент это не является большой проблемой.

С высокодебитной и низкообводненной частью спектра фонда скважин совсем иная история. Там снизить добычу в целом должно быть сильно проще, и эффект будет более явный. Но часто это сложные по конструкции, длинные горизонтальные или даже многозабойные скважины, расположенные на новых добычных проектах, еще не окупившихся для компании с инвестиционной точки зрения. На гринфилдах так или иначе висит много льгот, часто характеризующихся с отсечкой по времени. Новые месторождения обычно высоко автономные, вся система изначально проектируется на потребление собственного газа (обычно попутного) для выработки э/э, то есть может быть попросту нельзя снижать добычу нефти ниже определенного уровня.

В прошлые разы, когда квоты по сокращению для РФ были в общем-то невелики, одни компании больше тормозили браунфилды, другие гринфилды. В текущей ситуации, похоже, придется имплементировать снижение добычи и там, и там. Вся отрасль, годами бившаяся за каждую лишнюю тонну нефти, входит в фазу огромного неприятного контролируемого эксперимента, результаты которого вполне могут аукнуться и через долгие годы.

Понравилась статья? Тогда обязательно ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить выхода новых статей.