Привет мальчишки.
Мне стало интересно, почему «если начать всем помогать – бюджет треснет».
Чтобы понять из чего состоит Московский бюджет доходов и расходов, я зашел на официальный сайт бюджета с финансовой информацией, которую можно найти по ссылкам https://budget.mos.ru/budget_moscow или https://budget.mos.ru/project_summary_2020_2022
Итак, мы видим, что бюджет Москвы на 2020 год дефицитный.
Дефицит бюджета составляет 351 млрд. руб., или 12,6%.
К счастью, судя по данным Департамента финансов, дефицит бюджета покрывается не заёмными средствами, а остатками бюджета, но, к сожалению, мы уже третий год проедаем запасы, которые были сформированы ранее.
Далее смотрим структуру доходов. Большая часть доходной части бюджета Москвы формируется за счет налоговых поступлений, что в общем-то логично.
Вот тут уже интересно.
84% налогов – это НДФЛ и Налог на прибыль организаций. Причем рост поступлений по этим налогам, должен был составить более 9% по сравнению с 2019 годом. Будет ли рост доходов?? Сомневаюсь. Будет ли хотя бы сохранение суммы доходов? Тоже сомневаюсь.
Доход очень многих людей в Москве завязан на % с продаж, также огромная часть работников получает квартальные и годовые бонусы, которых, скорее всего, в этом году не будет или они будут сокращены, так как выполнить KPI в условиях самоизоляции невероятно сложно. В итоге по НДФЛ, скорее всего, будет не прирост к 2019 году, а снижение.
РБК вообще говорит, что «Почти 30% компаний заставили работников уйти в неоплачиваемый отпуск» https://www.rbc.ru/economics/07/04/2020/5e8c5ab99a79477934d578ff.
С налогом на прибыль организаций тоже более или менее понятно. С марта по май, большинство постоянных расходов компаний останутся неизменными, а доходы значительно снизятся. Грубо говоря про 25% годовой выручки многим компаниям, можно забыть. Никакого роста поступлений в бюджет мы не увидим. Хорошо бы не увидеть снижение более чем на 10%.
6% поступлений по специальным налоговым режимам – это тот самый малый бизнес, о котором на ближайшие пару лет также можно забыть.
Таким образом, в самом оптимистичном сценарии Москва получит сумму доходов такую же как в 2019 году, а в реалистичном сценарии получим снижение на 10-15% из-за самоизоляции. Грубо дефицит бюджета увеличится на сумму от 215 миллиардов рублей до 600 миллиардов и составит уже не 351 млрд, как было запланировано, а от 566 млрд.руб до 951 млрд. руб.
Я уверен, что в Департаменте финансов города Москвы сидят умные парни, у которых намного больше информации в режиме реального времени, которые более точно понимают сумму выпадающих доходов, и которые знают, что если выпадают доходы, то нужно «резать косты».
Смотрим, структуру расходов. https://budget.mos.ru/expenses_classification_2020_2022
Первое, что бросается в глаза – это рост планируемых расходов на 15% при росте налоговых поступлений на 9,3%. Допустим, что развитие Москвы этого требует.
Итак, ищем, где нам сэкономить 566 млрд. рублей, чтобы сбалансировать бюджет.
Суммарно Социальная политика, Образование и Здравоохранение составляют 1 224 млрд. руб. и почти 39% расходной части бюджета. Искать оптимизацию в этих строках бюджета глупо. Ситуация с коронавирусом показывает, что медицину и так слишком сильно переоптимизировали.
Национальная экономика самая интересная статья. Она составляет 29,4% бюджета и растет на 13,3% по сравнению с 2019 годом. К сожалению, подробной классификации расходов на сайте нет, поэтому логично предположить, что по данным статьям финансируется метрострой, строительство МЦК, строительство хорд, ежегодная добыча асфальта и разработка систем контроля за гражданами типа QR кодов и системы распознавания лиц в метро. Сможет ли Москва пару лет прожить на текущей инфраструктуре с переносом открытия станций метро в Калужской области на более поздний период и на прошлогоднем асфальте? Скорее всего сможет.
Думаю, что, убрав только откаты, бюджет смог бы сэкономить 20% этой статьи, а именно 145 млрд.руб. Давайте консервативно остановимся на этой цифре, хотя если покопаться, то можно найти и побольше.
Благоустройство – 9% бюджета расходов и рост статьи на 4,6%. На этой статье можно спокойно сэкономить половину, высвободив еще 140 млрд.рублей. В 2015 году факт этой статьи был 150 млрд.рублей и Москва была прекрасна. За 5 лет расходы выросли почти в 2 раза. Многие москвичи согласятся с уровнем благоустройства 2015 года, без пластиковых сакур и новогодних фонарей, если взамен получит хоть какую-то социальную помощь.
Есть еще отчисления в резервные фонды на 60 млрд.руб., которые в условиях кризиса можно заморозить. И миллиардов 50 рублей можно сэкономить, оставив расходы на уровне 2019 года по другим статьям, но фактически крупных статей для экономии больше нет.
Итого получаем экономию в 395 млрд.руб. Бюджет всё еще остаётся дефицитным, а судя по активному старту сезону добычи асфальта и перекладывания плитки, подряды на эти работы уже распределены и никакой экономии не будет. Так что денег на помощь бизнесу и людям, потерявшим работу, ждать не стоит.
Бюджет Москвы в патовой ситуации, так как доходная часть зависит от размера заработных плат и прибыли предприятий, которые без реальных мер стимулирования экономики будут снижаться. При этом в расходной части, необходимо сокращать развитие транспорта, дорожного строительства и благоустройтсво, чтобы появились средства на стимулирование бизнеса, но Мэрия на сокращение этих расходов вряд ли пойдет. Так что бюджет действительно треснет, если уже не треснул.
У наших вождей горизонт планирования сегодня-месяц и они не хотят понимать, что не поддержав бизнес и людей сейчас, через год-два налоговые поступления в бюджет не восстановятся. Предприниматели на то и предприниматели, чтобы создавать бизнесы, им по другому сложно жить. Как только экономическая ситуация начнет восстанавливаться, они снова начнут создавать компании, только у них будет полное моральное обоснование не работать "в белую", так как государство в сложный период не оказало никакой поддержки.
Пока Москва не откажется от плитки и бордюров, давать рецепты выхода ситуации «трещины бюджета» бессмысленно.