Своей статье поделюсь личным опытом, как после ДТП на новеньком автомобиле удалось увеличить выплату по ОСАГО
Как все начиналось
Купил я летом новый автомобиль, точнее новую его модификацию. История частая, так как многие автобренды каждые 2-3 года проводят обновление известной на рынке модели. Это важное уточнение, так как каталоги с деталями на новый автомобиль не всегда быстро попадают к официальным дилерам, а я уж молчу про базы экспертов, экзистов и прочих точек продаж автозапчестей. Зимой в мой новенький автомобиль влетает дедушка на Вольво. Затем стандартная история с оформлением и поездкой в полицию. В общем на руках все документы, можно отправляться в страховую.
Независимая экспертиза
Страховая, приняв все документы, отправила меня на независимую экспертизу. Там для себя узнал интересную новость, что независимая экспертиза дает только эксперта, а поиск подъемника, мойка авто - все на моих плечах. Конечно помыл авто и нашел подъемник, чтобы сразу все на месте решить. После осмотра несколько раз просил обратить внимание на то, что это новая модификация авто, и номер детали с большой вероятностью будет отличаться от старой модификации. Эксперт покивал и на этом разошлись.
Выплата и собственное расследование
В страховой мне сразу сказали, что автомобиль на гарантии, поэтому будет выплата. Спустя 25 дней мне перечислили выплату на карту, но я решил на этом не останавливаться и решил перепроверить расчеты. Позвонил в страховую и попросил прислать калькуляцию на почту. На что получил отказ, мол приезжайте дадим посмотреть, но отправлять ничего не будут. Не проблема! Собираюсь и приезжаю в страховую, взяв с собой ручку и чистый листок - на случай, если и тут пойдут в отказную.
Менеджер не был против, если я что-то перепишу в свой листок, поэтому я списал все номера деталей и норма-час на работы. Получив ценную информацию, отправился к официальному дилеру.
Бесплатные ресурсы в помощь
Ниже будет перечень бесплатных ресурсов, которые мне помогли все пересчитать
1. Официальный дилер. Хоть и прошло уже как полгода с момента продаж новой модификации авто, каталог с деталями в открытом доступе так и не появился. В стандартной ситуации применимость детали к VIN автомобиля можно посмотреть на сайтах www.exist.ru или www.autodoc.ru. В моем случае эти сайты не могли помочь, поэтому ничего не оставалось как поехать к официальному дилеру. Дилер, выслушав мою печальную историю с ДТП, с радостью согласился помочь. Пробил все номера деталей с экспертизы, и оказалось, что лишь 30% деталей были подобраны правильно. Остальное либо со старой модификации, либо вообще не бились. Попросил дилера сделать письмо с печатью и подписью, где пишут что такие-то детали применимы к моему автомобилю.
2. Справочник средней стоимости запчастей. К сожалению, стоимость запчастей определяется не прайсом у официального дилера, а калькулятором РСА (вот ссылка http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/). Калькулятор весьма прост, проставляешь дату ДТП, регион, марку и номер детали, и ты получаешь среднюю стоимость детали.
Не знаю логики расчета, но где-то прям совсем низко с реальностью, а где-то даже выше чем у дилера. В общем это лотерея.
Здесь же можно перепроверить норма-час и стоимость материалов. Забавно, что норма час для Тойоты всего 990 руб, поэтому независимый эксперт и считал на примере ремонта у дилера LADA, в то время как у Тойоты норма-час на гарантийный автомобиль в районе 2000 руб. Грабеж, который узаконен федеральным законом! Калькулятор бесплатный и в открытом доступе.
3. Утеря товарной стоимости (УТС). Важная вещь, о которой я не знал, а страховая по понятным причинам забыла рассказать. Не помню уже формулы расчета, но за первое ДТП положена выплата, которая рассчитывается от поврежденных деталей, которые будут рихтоваться, а не меняться.
При втором ДТП согласно п.8.3 части 2-й методических рекомендаций минюста 2018 г., УТС не выплачивается, если транспортное средство уже побывало в ДТП, даже если были повреждены другие детали. Кстати на сайте ГИБДД (https://гибдд.рф/check/auto#) можно проверить любой автомобиль бесплатно, был ли он в ДТП, и узнать его всю историю, а ведь многие сайты агрегаторы берут за это деньги
Резюмирую итоги
После того, как у меня на руках было письмо от дилера по правильным деталям, и файл со стоимостью этих деталей из РСА, я отправился повторно в страховую с досудебной претензией, скаченной из интернета, в которой прошу мне выплатить УТС и разницу с неправильным расчетом.
Страховая через 10 дней мне выплатила запрашиваемую сумму. Вот такая самостоятельная победа с помощью бесплатных ресурсов и без привлечения платных специалистов. Так что перепроверяйте все выплаты от страховщиков