Музыканты вокально-инструментального ансамбля «Песняры», воодушевленные успехом на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, всю зиму провели в студии, работая над дебютной пластинкой. В июне вышел миньон с песнями «Ты мне вясною прыснiлася» (Ю. Семеняко - М. Богданович), «Рушники» (Белорусская народная песня)**, «Скрипят мои лапти» (Белорусская народная песня).
Следом на прилавки магазинов поступил и альбом-гигант, в который вошли современные обработки народных белорусских песен «Косил Ясь конюшину», «В поле верба», «Ой, рано на Ивана», «Рушники», «Скрипят мои лапти», «Пойдём вдоль улицы», две песни Владимира Мулявина «Александрина» (на стихи П. Бровки) и «Беларусь» (на стихи В. Скарынкина), а также уже хорошо известная «Ты мне вясною прыснiлася» (Ю.Семеняко - М. Шушкевич).
Солист ансамбля Валерий Яшкин позже* вспоминал о том, каков был путь иных песен от первой репетиции до исполнения на эстраде: «Некоторые песни создавались легко, «на одном дыхании». Сразу, буквально с двух-трех репетиций «пошла» известная «Косил Ясь конюшину». Успех ее предопределился удачно найденным сопоставлением оригинальных вокального и инструментального рефренов внутри самой песни. «Да... ла-ла-ла, ла-ла, дала...» - начинается песня бодрым мажорным призывом косцов, возвещающим начало трудового дня. Вокальный зачин подхватывает энергичный, упругий унисон баса с гитарой, сопровождаемый лихим, имитирующим косьбу, посвистом, и... зримо закипела работа.
Шуточные народные песни зачастую сами подсказывали решение их в духе своеобразных жанровых сценок. В песне «Скрипят мои лапти» главную роль неожиданно сыграла лира. Сами по себе «скрипучие» звуки лиры, извлекаемые на одной жильной струне во время отыгрыша между куплетами, как бы подчеркивали ироническое отношение сегодняшнего солиста к предмету восторгов его далекого предка - влюбленного деревенского парня, идущего к своей Ганульке в скрипучих лыковых лаптях.
Любопытна история появления в репертуаре и новой трактовки старинной белорусской песни «И сюда гора, и туда гора». Ансамбль взял ее не из антологии народных песен, а записал из уст старой бабули Галины Соколовской, для которой песня эта была воспоминанием о далекой деревенской юности на Полесье. Из большого количества куплетов, напетых Соколовской, музыканты отобрали наиболее интересные и аранжировали их. Первые два куплета носят мажорный характер, а в последующем отыгрыше, в переплетении затейливых мелодических линий лиры и скрипки возникает минор. «Калина моя, чего ж не цвела?» - резко ломая ритмы, вопрошает ансамбль. «Были, были лютые морозы, заморозили меня», - печально «отвечает калина» и уступает мелодию скрипке, которая вновь вводит песню в начальное настроение.
А «В поле верба» замышлялась как обычная, обрядовая песня, исполняемая в спокойном ритме двумя солистами с минимальным добавлением ансамблевого многоголосья. Она так и исполняется, но ударная роль отводится голосу, введенному после третьего куплета и появляющемуся в конце песни. Бесконечно повторяясь в финале, он разрастается до кульминации и «заводит» зал, который начинает подхватывать легко запоминающийся напев. Любопытно было видеть, как в Сопотской лесной опере тысячи поляков, вообще очень чутко откликающихся на любое «откровение» в аранжировке песен, дружно покачиваясь в вальсообразном ритме, напевали с ансамблем полюбившийся вокальный рефрен...»
В качестве лауреатов IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады «Песняры» много и с удовольствием гастролируют по нашей стране и за рубежом. Будучи на гастролях в Чехословакии, «Песняры» на студии Словацкого радио в Братиславе записали песню «Завушницы», которая впоследствии вошла в их второй альбом. Правда, поездка на фестиваль в Сопот не задалась: тамошнее жюри фактически засудило советских исполнителей. Зато польские зрители встречали «Песняров» овациями везде, где бы ансамбль не появился.
На Белорусском телевидении вышел музыкальный фильм «Песняры» (режиссер Владимир Орлов). В фильме прозвучали песни: «Купалинка», «Скрипят мои лапти», «Косил Ясь конюшину», «Як я ехау да яе», «Забалела ты, мая галованька», «Идем-пойдем вдоль улицы», «Ты мне вясною прыснiлася».
Для фильма «Мировой парень» (реж. Ю.Дубровин) «Песняры» записали песню композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского «Березовый сок». В фильме рассказывалось о том, как советскому инженеру Виктору Логинову (эту роль исполнил актёр Николай Олялин), приехавшему в одну из стран Востока в качестве представителя Минского автозавода пришлось участвовать в международном авторалли, чтобы продемонстрировать преимущества советской грузовой автомашины МАЗ перед иностранными конкурентами. Преодолев все этапы этой сложнейшей гонки, все проделки конкурентов, он выиграл. Вот, собственно говоря, и весь сюжет этого фильма, который мало кому запомнился. Зато песня «Березовый сок», прозвучавшая в начальных титрах, запомнилась и полюбилась очень многим.
Авторы этой песни поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер сочиняли «Берёзовый сок» специально для Марка Бернеса, а потому долго не могли найти исполнителя, который смог бы «озвучить» её по-бернесовски. Когда режиссёр Юрий Дубровин пригласил их для работы над музыкой и песнями к «Мировому парню», они предложили ему эту песню. Дубровин познакомил Баснера и Матусовского с «Песнярами», которые, по мнению режиссера, могли найти для их песенного детища достойные краски. И действительно, исполнение песни «Берёзовый сок» «Песнярами» стало поистине эталонным.
Интересно, что «Песняры» поначалу не признали «Березовый сок» «своей» песней.
«Мы её записали с двух дублей, - рассказывает первой исполнитель этой песни Леонид Борткевич, - и уехали. По прошествии некоторого времени жена моего дяди, работавшая на «Беларусьфильме», сказала, что песня «Берёзовый сок» очень популярна. Но я тогда не обратил внимания на её слова.
Прошёл примерно год. Песня стала шлягером, её крутили по радио, на концертах мы постоянно получали записки с просьбой исполнить «Берёзовый сок». Мы кинулись искать – но ни клавира, ни партитуры найти не смогли. Тогда мы пошли в кинотеатр и записали её на магнитофон. Володя Мулявин снова написал партии. И только после этого мы стали исполнять «Берёзовый сок» на концертах».
Осенью «Песняры» пополнились солистом Анатолием Кашепаровым (экс-«Синие гитары»), чей острохарактерный, несколько резкий, но очень сильный голос внес интересные краски в общее звучание ансамбля.
С той самой поры вокал «Песняров» ассоциируется, прежде всего, с тремя именами: Владимир Мулявин, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров. Именно Борткевич и Кашепаров определяли неподражаемый, индивидуальный вокальный саунд коллектива, а Владимир Мулявин не только гениально использовал голосовые возможности вокалистов, но и черпал вдохновение в их магическом пении, создавая музыкальные шедевры.
Состав «Песняров» осенью 1971 года был таков: Владимир Мулявин (вокал, гитара, художественный руководитель), Валерий Мулявин (ритм-гитара, труба, вокал), Владислав Мисевич (саксофон, флейта, вокал), Валерий Яшкин (орган, вокал), Леонид Борткевич (вокал, труба), Анатолий Кашепаров (вокал), Валентин Бадьяров (скрипка, вокал), Леонид Тышко (бас-гитара, вокал), Александр Демешко (ударные, вокал).
________
* Журнал «Неман» № 10 1977
** На пластинке было неправильно указано авторство песни «Рушники». Настоящие авторы - Н. Петренко и Г. Соколова.